Cтраница 1
Доля государственного сектора не остается постоянной: в зависимости от экономической конъюнктуры она может как повышаться, так и понижаться. В период кризисного развития государственный сектор увеличивается, в период экономического роста - понижается. [1]
Доля государственного сектора в экономике различных стран колеблется от 5 - 10 % до 50 - 60 % валового национального продукта. Среди экономически развитых стран наибольшую долю госсектора в экономике имеет Швеция. [2]
Ряд экономистов считает, что до завершения рыночной трансформации доля государственного сектора в экономике России в силу объективных причин должна оставаться выше, чем в развитых странах. Другие настаивают на абсолютном преобладании частной собственности, на долю которой должно приходиться не менее 80 - 85 % национального имущества и ВВП. [3]
В 1973 - 1974 гг. Экопетроль значительно увеличила свою долю добычи нефти, она выкупила у некоторых иностранных компаний нефтяные промыслы или увеличила свою долю акций в смешанных компаниях. В результате этих мер доля государственного сектора в общей добыче нефти возросла с 14 % в 1970 г. до 36 9 % в 1974 г., остальную часть добывают иностранные компании, из них более половины приходится на долю Коломбиан петролеум. [4]
В США же на долю государственного сектора уже сейчас приходится около 30 процентов промышленного производства. И хотя государственные предприятия действуют в условиях рыночной системы, свойства чистого капитализма сильно смягчаются регулирующим воздействием госсобственности, кредитно-финансовой политикой государства. [5]
Казалось бы, приватизация в сочетании с либерализацией должна была бы возродить и активизировать конкуренцию, но осуществить это на практике оказалось крайне сложно. Несмотря на возникающий частный сектор, доля государственного сектора, особенно в российской экономике, все еще остается значительной. С одной стороны, не все государственные предприятия стремятся выйти из-под опеки государства, надеясь на его помощь в условиях продолжающегося спада производства, с другой - крайне медленно идут процессы акционирования предприятий, особенно формирование малого бизнеса как главной основы конкурентной среды. Особую опасность в данном случае представляет монополизм, который является, как известно, врагом конкуренции и отсюда требует госконтроля. [6]
В 1992 г. в России приняты Закон и Программа приватизации. Их целями являются: а) сокращение доли государственного сектора; б) развитие рынка капиталов и увеличение числа собственников; в) улучшение управления и повышение эффективности хозяйственной деятельности; г) поощрение конкуренции; д) повышение доходов правительства. [7]
Развитие рыночной экономики сопровождается перераспределением занятых по секторам экономики, по предприятиям разных форм собственности. Данные табл. 9.10 отражают существенные сдвиги в распределении: за 1993 - 1998 гг. доля государственного сектора снизилась на 14 9 процентных пункта, доля занятых в частном секторе возросла на 15 1 процентных пункта. [8]
Следует отметить, что доля государственных предприятий в топливно-энергетической промышленности Франции более высока, чем в других отраслях национального хозяйства. Так, компания Шарбонаж де Франс ( ШДФ) сосредотачивает в своих руках почти всю добычу угля в стране. В конце 60 - х годов на долю государственного сектора приходилось 96 2 % выработанной в стране гидроэнергии и 82 % электроэнергии ТЭС. После 1973 г. Энергетический Комитет Франции разработал новую программу по энергетике до 1985 г. Эта программа предусматривает увеличение доли нефти в общем энергетическом балансе страны, так как угольная промышленность для ее восстановления требует очень больших капитальных вложений. [9]
Государственный сектор в развивающихся странах в основном представлен в добывающей промышленности, энергетике, на транспорте. В обрабатывающей промышленности роль государственного сектора незначительна. В связи с тем, что многие развивающиеся страны проводят политику национализации производства, доля государственного сектора возрастает. [10]
Государственный сектор в развивающихся странах в основном представлен в добывающей промышленности, энергетике, на транспорте. В обрабатывающей промышленности роль государственного сектора незначительна. В связи с тем, что многие развивающиеся страны проводят политику национализации производства, доля государственного сектора возрастает. [11]
Современное рыночное хозяйство строится на взаимодействии двух типов собственности: общей ( государственной) и частной. Известны следующие модели современного рыночного хозяйства: либеральная ( корпоративная) экономика, социально ориентированная экономика и смешанная экономика. В социально ориентированной экономике упор делается на защиту интересов населения ( граждан); доля государственного сектора в национальной экономике довольно большая - более 30 %; применяется долгосрочное программирование как ведущий метод государственного регулирования. В смешанной экономике доля государственного сектора ниже, чем в социально ориентированной экономике, но создаются все необходимые условия для развития предпринимательства с использованием, как правило, косвенных методов государственного регулирования хозяйственной деятельности. [12]
Современное рыночное хозяйство строится на взаимодействии двух типов собственности: общей ( государственной) и частной. Известны следующие модели современного рыночного хозяйства: либеральная ( корпоративная) экономика, социально ориентированная экономика и смешанная экономика. В социально ориентированной экономике упор делается на защиту интересов населения ( граждан); доля государственного сектора в национальной экономике довольно большая - более 30 %; применяется долгосрочное программирование как ведущий метод государственного регулирования. В смешанной экономике доля государственного сектора ниже, чем в социально ориентированной экономике, но создаются все необходимые условия для развития предпринимательства с использованием, как правило, косвенных методов государственного регулирования хозяйственной деятельности. [13]
В капиталистических странах развитие экономики не всегда идет в соответствии с разработанными планами. Они необязательны для выполнения отдельными фирмами и монополиями. Программы, как правило, не охватывают всю макроэкономику, чаще всего они распространяются на сектор государственной экономики. Даже в таких странах, как Франция, Италия, Япония, где осуществляется широкий финансовый контроль государства и доля государственного сектора хотя и колеблется, но остается существенной, программы, как правило, не выполняются. [14]
Авторы исследования считают, что конкурентоспособность тем выше, чем активнее деятельность компаний, непосредственно связанная со сбытом. Одним из критериев динамизма рынка является объем потребительских расходов на душу населения. В эту же группу входит и ряд неценовых критериев, таких, как послепродажное обслуживание, уровень качества, дизайн. Пятым фактором являются людские ресурсы, которые были определены исходя из численности и темпов роста населения и рабочей силы, уровня безработицы, квалификации специалистов и некоторых других критериев. Следующий фактор - роль государства определялся путем исследования уровня налогообложения, доли государственного сектора в национальном доходе страны, содержания экономической политики. [15]