Cтраница 2
Системы природы Гольбаха я совместно с ним написал словарь Карманное богословие, где дана остроумная критика религии. [16]
Маркс поставил проблему совсем по-другому, нежели ее видели и ставили прежние критики религии: критика религии подчинена задачам иной критики. [17]
России, жестокого преследования прогресс, мысли и строжайшей цензуры невозможно было выступать открыто с критикой религии и церкви. Но в своих трудах передовые русские мыслители подвергали критике основы релит, мировоззрения, доказывали непримиримую противоположность его данным науки. [18]
Далее, критика права приведена там в связь с немецкой философией и представлена как вывод из критики религии ( стр. Впрочем, уже давно, даже в произведениях немецких коммунистов можно найти места, которые Штирнер в своей критике праш мог присвоить и извратить, например в работе Гесса Двадцать один лист из Швейцарии, 1843, с. [19]
При более расширительном понимании - проявление неуважения вообще к религии и всему, что ею признается священным: критика религии, доказывание несостоятельности ее догматов, мифов, культа. Ветхий завет предписывает наказывать В. Яхве, смертью через побитие камнями ( Лев. При этом богохульством считались непочтит. [20]
Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек; чтобы он вращался вокруг себя самого и своего действительного солнца. Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого. [21]
Критика сбросила с цепей украшавшие их фальшивые цветы - не для того, чтобы человечество продолжало носить эти цепи в их форме, лишенной всякой радости и всякого наслаждения, а для того, чтобы оно сбросило цени и протянуло руку за живым цветком. Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек; чтобы он вращался вокруг себя самого и своего действительного солнца. Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого. [22]
Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек; чтобы он вращался вокруг себя самого и своего действительного солнца. Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого. [23]
Критику религии и идеализма г. связывает с борьбой против феодализма, монархии и филистерства. Он выступает за демократическую революцию, за социализм, понимаемый в сен-симонистском духе. [24]
Однако его критика религии непоследовательна, ведется в рамках бурж. Он видит в религии лишь догматич. [25]
Еще более замечательна статья Маркса в Ежегоднике - К критике гегелевской философии права. Необходимо, писал в ней Маркс, не ограничиваясь критикой религии - этого опиума для народа, превратить критику теологии в критику политики. Критикуя прошлое и настоящее отсталой, реакционной Германии, Маркс видел в революции единственное средство поднять ее на уровень современных передовых стран. [26]
Гольбах ( Holbach), Поль Анри Дитрих ( 1723 - 1789) - французский философ-материалист и атеист, один из идеологов революционной французской буржуазии XVIII века. Был деятельным участником Энциклопедии наук, искусств и ремесел, выступал с резкой критикой религии и идеализма. [27]
В период, когда во Франции шла широкая идеологич. Одним из вождей старшего поколения просветителей был Вольтер ( 1694 - 1778), внесший ценный вклад в критику религии и церкви с позиций деизма. [28]
Реформа сознания состоит только в том, чтобы дать миру уяснить себе свое собственное сознание, чтобы разбудить мир от грез о самом себе, чтобы разъяснить ему смысл его собственных действий. Вся наша задача может состоять только в том, чтобы - как это имеет место также и в фейербаховской критике религии - придать вопросам религии и философии форму, соответствующую человеку, осознавшему самого себя. [29]
Его представители открыто критиковали религию и церковь, видя в них главное орудие духовного порабощения народа. И хотя они не понимали социальных корней религии, рассматривая ее как результат невежества и обмана, а главным средством борьбы с религиозными предрассудками считали просвещение, распространение знаний, их яркую, талантливую, остроумную критику религии высоко ценил Ленин. По мнению французских материалистов, в мире не может быть никаких сверхприродных духовных существ, никакого божественного произвола. Все в природе движется по неизменным, вечным естественным законам. Этим законам подчинен и человек, как естественное существо. Отличие его от других природных тел лишь в том, что ему присуща способность чувствовать и мыслить. Не природа портит и развращает людей, а законы и нравы, господствующие в обществе. [30]