Cтраница 1
Маятниковая канатная дорога ( рис. 5 - 25) оборудуется двумя кабинами 5, совершающими встречные возвратно-поступательные перемещения с остановками в крайних положениях на трассе для загрузки и выгрузки. Кабины перемещаются на ро-ликах-подвесниках 2 по несущим стальным канатам 3, которые крепятся в отдельных точках к удерживающим опорам, расположенным вдоль трассы дороги. [1]
Приводы маятниковых канатных дорог выполняют электрическими, переменного и постоянного тока. Для одноканатных дорог и небольших двухканатных дорог с успехом применяют электродвигатели переменного тока, асинхронные, с короткозамкнутым и с фазовым ротором. [2]
Для маятниковых канатных дорог Союзпроммеханизацией разработаны и применяются три типа приводов по схеме /: 1) приводы для дорог с главным и вспомогательным тяговыми канатами; эти приводы применяют для дорог большой протяженности, проходящих в труднодоступной местности; 2) приводы для канатных дорог с одним тяговым канатом ( без вспомогательного); эти приводы применяют для коротких канатных дорог и в тех случаях, когда возможна эвакуация пассажиров непосредственно из вагонов в любом месте трассы; 3) приводы для канатных дорог с двумя тяговыми канатами; такие приводы применяют как для коротких дорог, так и для дорог большой протяженности. [3]
Опоры маятниковых канатных дорог изготовляют преимущественно из стали. Верхняя часть опоры - ее головка - имеет две консоли, на которых укрепляют башмаки для несущих канатов. На уровне кузова вагона устанавливают направляющие. [4]
В маятниковых канатных дорогах величина и направление окружного усилия меняются при положении вагона в пролете и при переходе через опоры. [5]
На маятниковых канатных дорогах, сооружаемых в труднодоступных местах, над глубокими ущельями, водными и другими препятствиями, не позволяющими эвакуировать пассажиров на землю, предусматривают специальные спасательные вагоны, которые в случае надобности могут приводиться в движение самостоятельным канатом с помощью отдельного вспомогательного привода. При нормальной эксплуатации дороги спасательный вагон хранится на станции, а вспомогательный канат, будучи натянут противовесом, поднимается выше несущих канатов. В случае обрыва тягового каната или остановки вагонов по другим причинам натяжение вспомогательного каната уменьшают ( за счет снятия части противовеса) и он опускается до уровня несущего каната. Спасательный вагон подводится вспомогательным канатом к основному вагону, в вагонах открываются торцовые двери, и пассажиры небольшими партиями пересаживаются в спасательный вагон и за несколько поездок вывозятся на станцию. [6]
В двухлучевых маятниковых канатных дорогах на одном луче может производиться разгрузка вагонеток, на другом осуществляться мероприятия по борьбе с самовозгоранием отвала. [7]
В современных маятниковых канатных дорогах управление автоматизировано. Разгон и замедление дороги осуществляется электросхемой без участия машиниста. Импульс на снижение скорости поступает от конечных выключателей, установленных на командо-аппаратах, которые в целях безопасности дублируются, а также контролируются тахогенератором. Командоаппараты приводятся в действие от направляющих блоков. Привод останавливается, если режим разгона или замедления нарушается. Функции машиниста-оператора сводятся к запуску дороги после получения сигнала готовности от проводников вагонов поворотом рукоятки командоконтроллера или нажатием пусковой кнопки и наблюдению за движением вагонов, работой привода и аппаратурой управления. При неисправности в системе автоматического управления канатная дорога поворотом ключа на пульте управления может быть переведена на ручное управление. [8]
Разрабатываются системы отвальных маятниковых канатных дорог для отходов рудо добывающей промышленности. Главные параметры таких дорог значительно отличаются от приведенных выше: отвалы имеют малые емкости - до 10 000 м3 ( при удельном весе материала 2 6 т / м3), производительность порядка 80 000 т в год. [9]
В США строится маятниковая канатная дорога с наибольшими в мире вагонами вместимостью на 140 пассажиров. [10]
Схемы маятниковых канатных дорог. [11] |
Существуют различные системы маятниковых канатных дорог. [12]
Дальнейший рост производительности пассажирских маятниковых канатных дорог за счет повышения скорости движения ( до 7 - 10 м / сек) не может быть достигнут при ручном управлении и требует автоматизации процессов разгона и замедления ( при подходах к станциям и прохождении опор) с соблюдением всех необходимых мер безопасности пассажирского движения. Для этой цели разработано копировальное устройство, отображающее движение вагонов по винтовой линии и позволяющее получить его развертку в большом масштабе. [13]
По характеру рабочих движений маятниковая канатная дорога вполне аналогична двухконцевой шахтной подъемной установке, но с существенно большей продолжительностью цикла, которая при протяженной многокилометровой трассе может значительно превышать 10 мин. При этом длительность переходных процессов пуска и торможения в общем времени цикла составляет незначительную долю. По назначению, конструкции и по характеру статических нагрузок электропривода маятниковая канатная дорога имеет много общего с кольцевой канатной дорогой непрерывного действия. [14]
Известны две основные системы маятниковых канатных дорог: с промежуточными опорами и однопролетные. Кроме того, по конструктивным особенностям, в зависимости от числа несущих канатов на трассе ( один или два), маятниковые дороги делятся на однопопут-ные или двухпутные. [15]