Проблема - бытие - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Поосторожней с алкоголем. Он может сделать так, что ты замахнешься на фининспектора и промажешь. Законы Мерфи (еще...)

Проблема - бытие

Cтраница 1


Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные, казалось бы естественные, предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, то и дело задает человеку и человечеству трудные вопросы, заставляет задумываться над прежде не проясненными привычными данностями реальной жизни. Подобно шекспировскому Гамлету, люди чаще всего озабочены вопросом о бытии и небытии тогда, когда чувствуют, что распалась связь времен...  [1]

Разбирая проблему бытия, философия отталкивается от факта существования мира и всего, что в мире существует, но для нее начальным постулатом становится уже не сам этот факт, а его смысл.  [2]

Первый аспект проблемы бытия - это и есть длинная цепочка мыслей о существовании, ответы на вопросы, каждый из которых побуждает к постановке следующего.  [3]

МЖумабаев, решая проблему бытия человека, его свободы и смысла жизни выходит на проблему души. Существует, пишет он, три точки зрения на природу души. Согласно одной, душа представляет собой самостоятельный феномен; согласно другой, она не является самостоятельной, а представляет собой функцию тела; согласно третьей точке зрения, душа представляет собой совокупность ряда качеств: мышления, чувствования и воли. Эту третью точку зрения Жумабаев определяет как феноменализм, или эмпиризм. Душа, согласно ему, есть совокупность проявлений воли, внутреннего чувства и интеллекта. В этом его взгляд близок взгляду Абая, хотя последний специально не исследовал структуру души человека. По выражению Жумабаева, человечество... Из этого следует, что хотя о душе следует судить по ее проявлениям, что она есть эти проявления, тем не менее не сводится к простой их сумме.  [4]

Итак, внутренняя логика проблемы бытия ( которой во многом соответствует история ее философского анализа) вела философию от вопроса о существовании мира здесь и теперь к вопросу о непреходящем ( или преходящем) существовании мира как бесконечного ( или ограниченного) целого. Философы, далее, обнаруживали, что мир, с одной стороны, неоднороден именно в его существовании: в целом он непреходящ, но отдельные его предметы и состояния преходящи. Бытие мира как целого неотделимо от бытия в мире всего, что существует. Но между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ ( то есть сущих, если говорить на философском языке) имеются, таким образом, и различия. С другой стороны, мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. Отсюда второй аспект философской проблемы бытия, который связан с вопросом о единстве мира.  [5]

Это и было философским открытием проблемы бытия - толчком к анализу того, в чем именно состоит единство мира, к поиску его необходимых предпосылок, без чего невозможно раскрыть мировое единство. После открытия проблемы бытия как таковой предполагается дальнейшее движение от исследования предпосылок единства мира в его существовании ( бытия) к раскрытию всех оттенков и аспектов его единства. Связь и различие между философскими понятиями бытия и единства, единого явились причиной того, что одни философы возвышали бытие над Единым ( Платон), а другие ( например, Плотин) считали, что Единое возвышается над всем, в том числе и над бытием. Пока речь идет о бытии как таковом ( философы говорят: о чистом бытии), нецелесообразно сразу разбирать вопрос о том, как именно существуют различные целостности, входящие в единое бытие.  [6]

Общий вывод: третий аспект проблемы бытия связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и которая реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей.  [7]

Руководствуясь антропологическим принципом при решении проблемы бытия и мышления, Фейербах, однако, упускал из виду, что человек, будучи частью природы, есть прежде всего общественное существо, продукт исторического развития, что его сознание обусловливается в первую очередь общественными отношениями, в которых живет и действует человек, то есть материальными условиями его жизни. Поэтому, как бы Фейербах ни напирал на живого, чувствующего человека, его человек оказывается в итоге абстрактным, оторванным от конкретных условий жизни, лишенным своей общественной ( человеческой) сущности.  [8]

Но в том-то и заключается смысл проблемы бытия, что все бытийные аспекты имеют равное значение, ибо каждый из них высвечивает бытие в целом - как неразрывное, нерасторжимое единство, как целостность.  [9]

Вес эти области знания благотворно влияли на философскую мысль, которая ставила проблемы бытия, познания, человека, религии и решала их вне мифологии, хотя могла и сохранять кое-какие элементы мифологического мышления.  [10]

Вес эти области знания благотворно влияли на философскую мысль, которая ставила проблемы бытия, познания, человека, религии и решала их вне мифологии, хотя могла и сохранять кое-какие элементы мифологического мышления.  [11]

Как уже отмечалось выше, внимание человечества и соответственно интерес философии к проблеме бытия обостряется в кризисные, переломные эпохи. Хайдеггер, автор книги Бытие и время, подчеркивал: только человек способен вопрошать о бытии, задавать вопрос о том, в чем состоит специфика бытия человека; в этом смысле ему вверена судьба бытия. И отсюда проистекает, быть может, самая главная ответственность и высшая задача человечества.  [12]

Общественное мнение-форма общественного сознания, выражающая отношение людей к наиболее актуальным для данного момента проблемам бытия. Будучи весьма подвижной, эта форма сознания в наибольшей степени подвержена влияниям со стороны различных институтов общества, а в условиях эксплуататорских отношений нередко становится объектом манипулирования со стороны господствующей идеологии и ее пропаганды.  [13]

Механика атомов как единственное реальное объяснение всех процессов природы является одним из решений сквозной апории античной мысли - проблемы бытия и изменения в природе. Мир изменяется и вместе с тем существует как нечто тождественное себе. В чем же состоит пребывающая, сохраняющаяся сущность мира, гарантирующая его тождественность себе, его существование.  [14]

Отсюда следует, что социологию нельзя ограничить одной из сфер общественной жизни, ибо круг ее интересов касается всех без исключения проблем бытия человека, социальных групп, слоев и общностей, институтов и процессов, их деятельности, организации трудовой и повседневной жизни людей. Иначе говоря, и экономическая, и политическая, и духовная сферы также требуют социологического осмысления.  [15]



Страницы:      1    2