Система - деятельность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4
И волки сыты, и овцы целы, и пастуху вечная память. Законы Мерфи (еще...)

Система - деятельность

Cтраница 4


Физиология высшей нервной деятельности видит в учении механизм приспособления человека к среде, установления равновесия с окружающей средой на основе сигнальных механизмов как носителей информации о внешнем и внутреннем состояниях. В то же время учение представляет собой направленное целесообразное изменение деятельности человека на основе его прежней деятельности и приобретенных знаний. Лингарт в объяснении сущности учения придает большое значение аналитико-синтетической деятельности мозга, в ходе которой, согласно закону подкрепления, происходит угасание или усиление нервных связей. Организм при этом реагирует не только на сигнал, но и на ожидаемую ситуацию. Обучение может протекать как на уровне первой, так и второй сигнальных систем, при соответствующей их интеграции и координации. Обучение рассматривается как усвоение сведений, как решение определенной проблемы, как развитие отношений между анализом и синтезом, как система определенной деятельности по формированию знаний. Психология придает важное значение активному характеру учения, в процессе которого учащиеся изменяют свое поведение, свое интеллектуальное содержание и другие свойства не только под влиянием внешних условий, но и в результате своих собственных мотивированных действий. Обучение характеризуется развитием мыслительной деятельности и другими, связанным с ним качественными изменениями человека, что выражается через знание, навыки и умение.  [46]

Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Они представляют собой динамическую, быстро развивающуюся систему, рост которой в современных условиях по темпам опережает рост любой другой системы. Использование знаний в практической преобразовательной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания. Так, знания о математических функциях, например о логарифмической, или знания о свойствах цемента и расположении небесных светил оказываются полезными и могут быть использованы человеком только при условии, если мы знаем правила вычисления логарифмической функции, знаем правила изготовления цементирующих растворов, умеем прокладывать маршрут корабля по расположению небесных светил. Правила, показывающие, как на основе данных знаний осуществить ту или иную деятельность, называются правилами деятельности. Знания, таким образом, включены в систему деятельности и сами выступают в качестве особых форм, на основе которых формулируются процедуры деятельности.  [47]

Третий вариант - время жизни технологии соизмеримо с временем жизни специалиста. Технологическая перестройка производства подразумевает умение перестраивать систему деятельности специалиста, необходимость постоянного пополнения и обновления своих знаний. Адаптация к меняющимся условиям профессиональной деятельности становится важнейшей предпосылкой успешного труда инженера. Решение этой задачи идет двумя путями. Первый путь - традиционный - ориентирован на постоянное пополнение знаний в условиях действия системы повышения квалификации. Второй путь пока используется реже. Он связан с изменением цели подготовки, каковой становится формирование системы деятельности. В этом случае на первый план в процессе обучения выдвигается логика развития и развертывания системы профессиональной деятельности.  [48]

Руководитель - одна из ролей менеджера в рамках системного подхода, связанная с ответственностью за расстановку кадров, правильное понимание и выполнение подчиненными поставленных задач. Рычаг управления - способы, с помощью которых реализуются управленческие решения, средства, воздействующие на исполнителей. Системный подход ( в менеджменте) - развивается с 50 - х гг. XX в. В системном менеджменте управляемая деятельность анализируется по четырем основным категориям: процессы деятельности, функциональные структуры, ресурсы, способы деятельности. Взаимосвязь этих элементов и организационная целостность систем управляемой деятельности обеспечиваются системной организацией самого менеджмента и его ролевой специализацией.  [49]

Профессиональная деятельность задается ученику в виде нормативно одобренного способа деятельности. Внутренней стороной функционирования и формирования профессиональной деятельности является психологическая система деятельности. Эта система включает мотивы деятельности, цели деятельности, программы деятельности, информационную основу деятельности, принятие решения, подсистему профессионально важных качеств. Мотивы и цели понимаются обычным образом. Это описание представлено в. Профессиональные качества ( оперативные механизмы) - это системы общих способностей человека, в познавательной сфере перестроенных и сформированных для выполнения специальной деятельности. Общая схема усвоения нормативно одобренного способа деятельности, формирования психологической системы деятельности, включает два этапа. На первом этапе когнитивного усвоения деятельности нормативный способ усваивается в форме знаний, у обучаемого формируется представление об основных компонентах деятельности и а структуре деятельности. Усвоение на когнитивном этапе сопровождается актуализацией индивидуального опыта учащегося, и: поэтому описание деятельности должно максимально соответствовать этому опыту. На этом этапе знания о деятельности имеют обобщенный характер.  [50]



Страницы:      1    2    3    4