Cтраница 1
Теория насилия ( ее представители - Гумпло - / вич, Дюринг) объясняет происхождение государства и права факторам врмшп-пплитичргкпгп хяряктрря - актом насилия, завоеванием одного племени другим. С точки зрения этой теории, для порабощения и создается особый аппарат принуждения - государство. Завоевание трактуется как подчинение сильным слабого, т.е. как закон природы. Отсюда - увековечивание эксплуататорских государств. [1]
Теория насилия является антинаучной. Она противоречит историческим фактам. Хотя возникновение ряда государств ( например, государства древнегерманцев) и связано с завоеванием, насилие нигде не было первопричиной образования государства. И это не случайно, ибо насилие как акт политический производно от экономических условий. [2]
Дюринг намеревается объяснить этой теорией насилия, почему так случилось, что испокон веков и повсюду большинство состояло из подвергавшихся насилию, а меньшинство - из применявших насилие. Это уже само по себе доказывает, что отношение насилия имеет своей основой экономические условия, которые нельзя так просто устранить политическими мерами. [3]
Дюринг намеревается объяснить этой теорией насилия, почему так случилось, что испокон веков и повсюду большинство состояло из подвергавшихся насилию, а меньшинство - из применявших насилие. Это уже само по себе доказывает, что отношение насилия имеет своей основой экономические усло-вяя, которые нельзя так просто устранить политическими мерами. [4]
Дюринг намеревается объяснить этой теорией насилия, почему так случилось, что испокон веков и повсюду большинство состояло из подвергавшихся насилию, а меньшинство - из применявших насилие. Это уже само по себе доказывает, что отношение насилия имеет своей основой экономические условия, которые нельзя так просто устранить политическими мерами. [5]
Уже тот простой факт, что порабощенные и эксплуатируемые были во все времена гораздо многочисленнее поработителей и эксплуататоров и что, следовательно, действительная сила всегда была на стороне первых, - уже один этот факт достаточно показывает нелепость всей теории насилия. Значит, все еще проблема заключается в том, чтобы найти объяснение для отношений господства и порабощения. [6]
Diilmngs Unrwalzuiig dcr Wisscnschai t - только остроумные попытки, высказанные мимоходом, и г. Михайловский считает поэтому возможным совершенно обойти массу существенных вопросов, которые затронуты в этом сочинении, несмотря на то, что эти остроумные попытки очень остроумно показывают бессодержательность социологии, начинающих с утопий; несмотря на то, что в этом сочинении дана подробная критика той теории насилия, но которой политико-юридические порядки определяют экономические и которую так усердно проводят гг. публицисты Русского Богатства. Михайловский, без опасения за свою субъективную философию, может называть ее остроумной. [7]
Идеологические противники коммунизма хотят очернить внешние функции Советского государства. Они пытаются доказать, будто оно лишь на словах отрицает теорию насилия как идеалистическую теорию, а на деле руководствуется ею. [8]
Правые ревизионисты утверждают, что социализм может возникнуть в недрах капитализма. Левые ревизионисты выступают за осуществление социалистической революции только силой оружия, отвергают мирный путь развития социалистической революции, подменяют марксизм-ленинизм волюнтаристской теорией насилия, милитаристским толкованием исторического процесса перехода к социализму. В действительности, как показывает исторический опыт стран мировой системы социализма, социализм может быть утвержден лишь революционным путем. При этом завоевание рабочим классом политической власти может осуществляться различными путями, в том числе мирным, в зависимости от соотношения борющихся между собой сил пролетариата и буржуазии. Конкретные исторические условия страны, политический опыт рабочего класса и других революционных сил, острота классовой борьбы определяют форму диктатуры пролетариата. [9]
Левин, Библиография произведений К. Главы о теории насилия были приложены к осуществленному В. Засулич и изданному ( 1884) группой Освобс ждсние труда переводу брошюры Энгельса Развитие социализма от утопии к науке, пользовавшемуся большой известностью среди русских революционеров. Книга Энгельса изучалась в подпольных кружках Петербурга, Казани, Москвы, Самары, Нижнего Новгорода и др. городов. [10]
МАОИЗМ - враждебное марксизму-ленинизму мелкобуржуазное националистическое течение, возникшее в Компартии Китая и связанное с именем Мао Цзэдуна. Маоизм в области экономической теории не имеет целостного характера, это набор различных положений и постулатов, основанных на националистическом, мелкобуржуазном мировоззрении и нашедших выражение главным образом в хозяйственных кампаниях, проводившихся в КНР. Научную теорию социалистической революции маоисты подменяют волюнтаристской теорией насилия, милитаристским толкованием исторического процесса перехода к социализму. В экономическом строительстве они игнорируют единство и взаимосвязь производительных сил и производственных отношений. [11]
Другие теории, также имевшие серьезное влияние, появились гораздо позднее и пытались объяснить как изначальные революции ( такие, как Американскую и Французскую), так и последующие. Мы рассмотрим четыре теории, посвященные изучению революций: подход Маркса, теорию политического насилия Чалмерса Джонсона, концепцию Джеймса Дэвиса, связавшего революцию с ростом экономических ожиданий, и, наконец, интерпретацию коллективного протеста, предложенную Чарльзом Тилли, представителем исторической социологии. [12]
Современные антимарксисты, классифицируя теории происхождения государства и права, пытаются объединить марксистскую теорию с чу кдок ей теориек наси-лия и завоевания. Они особенно спекулируют на известном теоретическом положении К. Это положение изображается антимарксистами как доказательство того, что марксизм представляет собой якобы разновидность теории насилия. Причем смешивается консервативное, реакционное и революционное насилие, а также тщательно вуалируются его классовое содержание и социальные корни. [13]
Для того чтобы иметь более полное представление об исслс-довательскбй работе в этом направлении, важно знать, что между теоретическими и сугубо прикладными работами конфликтологического характера существует промежуточное звено: тот слой теоретических разработок, которые Роберт Мертон назвал бы теориями среднего уровня в области изучения конфликтов. Здесь также преобладают американские авторы. Среди работ этого направления можно назвать книгу Луиса Крисберга ( 4), исследование Чарльза Тилли От мобилизации к революции ( 1978), упоминавшуюся уже работу Антони Обершелла Социальный конфликт и общественные движения ( 1973), работы Джеймса Рула Теории гражданского насилия ( 1988), Роузмари Кромптон ( Великобритания) Класс и стратификация. [14]
Гумплович ( Gumplowicz), Jliodeus ( 1838 - 1909) - польский буржуазный правовед и социолог. В своих работах о государстве и социологии пытался затушевать классовую борьбу, провозгласив движущей силой истории борьбу рас. Его теория насилия и проповедь расового мракобесия были широко использованы фашистами и их последователями. [15]