Гегельянство - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Умный мужчина старается не давать женщине поводов для обид, но умной женщине, для того чтобы обидеться, поводы и не нужны. Законы Мерфи (еще...)

Гегельянство

Cтраница 3


Однако если бы оказалось, что русская образованность, кроме чарующих цветов нашей поэзии, даст еще и зрелые плоды истинного разумения и устроения жизни, то первою, неясною завязью таких плодов, конечно, придется признать это русское гегельянство 30 - 40 - х годов.  [31]

Но реакционная политика правительства, которое в 1832 г. лишило кафедры Людвига Фейербаха и в 1836 г. снова отказалось пустить его в университет, а в 1841 г. отняло право читать лекции в Бонне у молодого профессора Бруно Бауэра, заставила Маркса отказаться от ученой карьеры. Развитие взглядов левого гегельянства в Германии шло в это время вперед очень быстро.  [32]

Людвига Фейербаха и в 1836 г. снова отказалось пустить его в университет, а в 1841 г. отняло право читать лекции в Бонне у молодого профессора Бруно Бауэра, заставила Маркса отказаться от ученой карьеры. Развитие взглядов левого гегельянства в Германии шло в это время вперед очень быстро. Людвиг Фейербах в особенности с 1836 г. начинает критиковать теологию и поворачивать к материализму, который вполне берет верх у него в 1841 г. ( Сущность христианства); в 1843 г. вышли его же Основные положения философии будущего.  [33]

Но реакционная политика правительства, которое в 1832 г. лишило кафедры Людвига Фейербаха и в 1836 г. снова отказалось пустить его в университет, а в 1841 отняло право читать лекции в Бонне у молодого профессора Бруно Бауэра, заставила Маркса отказаться от ученой карьеры. Развитие взглядов левого гегельянства в Германии шло в это время вперед очень быстро.  [34]

Керд, а тем более Брэдли, Бозаикета, Дж. Мак-Таггар - та не совпадает с нем. В англ, гегельянстве нет той внутренне противоречивой двойственности, к-рая составляет самое существо нем.  [35]

Хауи-сон, Калкинс) отправлялись от критики гегельянства и выступили против распространенного в США и Англии абс. В дальнейшем Брайтмен развил положение о мире личности во всем объеме ее ощущений и сознания, к-рый больше мира природы и является ареной всех возможных конфликтов.  [36]

Можно сказать, что в своей духовной эволюции Станкевич прошел путь от Шеллинга к Гегелю. Для овладения гегелевской философией он в последние годы жизни посещает в Германии лекции гегельянца К. Не принимая, как и многие русские мыслители, отвлеченный логицизм гегельянства ( именно это неприятие нашло выражение в его признании Бакунину, что философия Гегеля обдает меня холодом), Станкевич в то же время признавал истинность гегелевского историзма и лежащий в основе последнего принцип тождества бытия и мышления. Виссарион Григорьевич Белинский ( 1811 - 1848) в молодости пережил страстное увлечение немецкой философией: эстетикой романтизма, идеями Шеллинга, Фихте, а несколько позднее - Гегеля. Существенное влияние в этом отношении на него оказали Станкевич и Бакунин. Однако верным гегельянцем критик был сравнительно недолго. На смену восторженному восприятию разумности исторического развития приходит не менее страстная апология прав и свобод личности. Фанатический персонализм Белинского, таким образом, был неразрывно связан с его увлечением социалистическими идеалами. Идеал общественного строя, основанного на правде и доблести, должен был быть воплощен в реальность прежде всего во имя суверенных прав личности, ее свободы от любых форм социального и политического гнета.  [37]

Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства. Но другая часть потребляется в качестве жизненных средств членами союза. А это должно быть достаточно ясно даже и для запутавшейся в гегельянстве головы г-на Дюринга.  [38]

Основные усилия представителей деборинской школы были направлены на то, чтобы гальванизировать гегелевскую диалектику, доказать ее действенность, причем во всех ее частностях и деталях. При всей глубине философского мышления Гегеля его концепция не могла не нести на себе печать культуры начала XIX века, и в постановке, и в решениях многих философско-методологических проблем она не могла не отразить особенности науки своего времени, многократно увеличенные идеалистической критикой естествознания, развернутой Гегелем в натурфилософии. Между тем сторонники А. М. Деборина пытались уложить достижения естествознания XX века в прокрустово ложе гегельянства. Поэтому обвинения диалектиков в схоластике, выдвигавшиеся со стороны механистов, были во многом заслуженными. Навязывая науке XX века гегельянские схемы-триады, диалектики столь же безапелляционно обвиняли в идеализме тех ученых, которые мыслили самостоятельно и развивали оригинальные методологическо-философские идеи.  [39]

Марксистская школа трактовала государственную власть как волю экономически господствующего класса и средство социального преобразование Политическая власть, - писал в революционном 1905 г. Г.В.Плеханов, - представляет собою ничем не заменимое орудие коренного переустройства производственных отношений. Поэтому всякий данный класс, стремящийся к социальной революции, естественно, старается овладеть политической властью [ 101, с. Вместе с тем были и вариации - от самых грубых, вульгарно сталинистских до полуревизионистских попыток соединить западные идеи ( гегельянства, веберианства, структурного функционализма, бихевиоризма) с марксистской формой.  [40]

Я потому упоминаю здесь об этом, что и а мне до известной степени лежит деля вины в его sophistication, как называют англичане фальсификацию товара. Во время долгих споров, часто продолжавшихся всю ночь напролет, я заразил его, к большому вреду для него, гегельянством, которого он, однако, при незнании немецкого языка не мог как следует изучить.  [41]

Мысли о смерти и бессмертии) выступил против догмата христианской религии о бессмертии души; книга была конфискована, Фейербах подвергся преследованиям и вскоре был уволен из университета. К концу 30 - х годов отошел от идеализма; в работах Zur Kritik der Hegelschei) Philosophic ( 1839) ( К критике философии Гегеля) и Das Wesen des Christen turns ( 1841) ( Сущность христианства) порывает с гегельянством и переходит на материалистические позиции. В понимании общественных явлений Фейербах остался идеалистом; в центре его философии - человек как существо телесйоо, чувственное, но не общественно-историческое. Ленин назвал лишь неточным, слабым описанием матери а-л и а м а ( Сочинения, 4 изд.  [42]

Как известно, на формировании воззрений родоначальника нем. В своем обратном воздействии на англ, философию кантианство было направлено против учений, сложившихся на почве механицизма Ньютона и эмпиризма Юма. Другим источником формирования английского гегельянства были идеи реакционного романтизма, проповедовавшиеся Колриджем и Карлейлем, которые использовали фихтеанские и щеллингиан-ские идеи.  [43]

Не так обстояло дело на Западе. Немецкая буржуазная наука быстро сдала свои прежние идейные позиции и метнулась в сторону метафизики и неприкрытого идеализма: Вместе с гегельянством выбросили за борт и диалектику - как раз в тот самый момент, когда диалектический характер процессов природы стал непреодолимо навязываться мысли и когда, следовательно, только диалектика могла помочь естествознанию выбраться из теоретических трудностей.  [44]

Фейербах ( Feuerbach), Людвиг Андреас ( 1804 - 1872) - выдающийся немецкий философ-материалист и атеист, один из предшественников марксизма. С 1828 года - приват-доцент Эрлап-генского университета; в своей первой работе Gedanken fiber Tod und Unsterblichkeit ( 1830) ( Мысли о смерти и бессмертии) выступил против догмата христианской религии о бессмертии души; книга была конфискована, Фейербах подвергся преследованиям и вскоре был уволен из университета. К концу 30 - х годов отошел от идеализма; в работах Zur Kritik der Hegel schen Philosophic ( К критике философии Гегеля) и Das Wesen des Christentums ( Сущность христианства) порывает с гегельянством и переходит на материалистические позиции. В понимании общественных явлений Фейербах остался идеалистом; в центре его философии - человек как существо телесное, чувственное, но не общественно-историческое. Провозглашенный им антропологический принцип в философии В. И. Ленин назвал лишь неточным, слабым описанием м а т е-риализма ( Сочинения, 4 изд.  [45]



Страницы:      1    2    3