Cтраница 1
Конституции союзных и автономных республик предусматривают назначение Верховными Советами, когда они сочтут необходимым, следственных и ревизионных комиссий по любому вопросу. Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы. [1]
Конституция СССР и конституции союзных и автономных республик подчеркивают принцип исключительности права государственной собственности на землю и другие природные богатства в форме всенародного достояния, как синонима государственной исключительной собственности. [2]
В соответствии с Конституцией союзной, автономной республики депутат сельского, поселкового Совета депутатов трудящихся обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе сельского, поселкового Совета. [3]
Советов депутатов трудящихся определяется конституциями союзных и автономных республик и законами о бюджетных правах союзных республик, автономных республик и местных Советов депутатов трудящихся, издаваемыми союзными республиками. Расширение прав союзных республик повлекло за собой значительное увеличение прав автономных республик и местных органов власти. Верховные Советы автономных республик определяют бюджетное устройство и бюджетные права АССР и утверждают бюджет. Местные Советы, утверждая бюджеты, самостоятельно определяют размеры доходов и расходов для нижестоящих органов государственной власти, размеры отчислений от государственных доходов и налогов, поступающих в эти бюджеты. Советам Министров автономных республик, краевым, областным исполкомам, горисполкомам городов республиканского подчинения переданы на рассмотрение многие вопросы, касающиеся пром-сти, с. Министерствам автономных республик, отделам и управлениям исполкомов предоставлено право перераспределять оборотные средства между подведомственными им предприятиями и организациями, передвигать кредиты из статьи в статью ( за исключением ассигнований на заработную плату и капитальное строительство) в пределах общей сметы административно-управленческих расходов. Руководители вышестоящих финансовых органов могут выдавать в необходимых случаях ссуды из бюджета на покрытие временных кассовых разрывов в бюджетах районов и городов. Исполнительные и распорядительные органы АССР и местных Советов составляют проекты бюджетов и представляют их на рассмотрение и утверждение Верховных Советов АССР, сессий местных Советов депутатов трудящихся, обеспечивают выполнение бюджетов. [4]
К первым относятся Конституция СССР, конституции союзных и автономных республик, а также законы, вносящие изменения в текст конституций. Среди законов и иных актов органов союзной республики высшей юридической силой обладает конституция союзной или автономной республики, в соответствии с которой издаются другие законы и иные акты республики. [5]
В соответствии с Конституцией Союза ССР, конституциями союзных и автономных республик, а также Законом Союза ССР о выборах в Верховный Совет СССР общественным организациям предоставляется, например, право выдвижения кандидатов в депутаты органов государственной власти - Советов народных депутатов всех ступеней. [6]
Основными законами нашего государства являются Конституция СССР, конституции союзных и автономных республик. Как Основной Закон, Конституция СССР является источником всех отраслей советского права, в том числе и трудового права. В ней закреплены наиболее важные положения, исходя из которых, осуществляется правовое регулирование труда рабочих и служащих в СССР. Конституция устанавливает принципы социалистической организации труда, на которых основываются принципы правового регулирования трудовых отношений, основные трудовые права и обязанности граждан СССР и гарантии их осуществления, определяет способы защиты нарушенных прав. Конституции СССР закреплены такие важнейшие права и обязанности граждан, как право на труд, право на отдых, право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, право на судебную защиту чести и достоинства, обязанность добросовестно трудиться, беречь социалистическую собственность, соблюдать трудовую дисциплину. [7]
Контрольные полномочия Советов закреплены в Конституции СССР, конституциях союзных и автономных республик, Регламентах Верховных Советов, законах о местных Советах народных депутатов. Конституции СССР определяет, что Верховный Совет СССР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов. Верховный Совет СССР непосредственно и через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением и проведением в жизнь государственными и общественными организациями Конституции СССР, законов СССР и иных решений Верховного Совета СССР, за выполнением государственных планов экономического и социального развития и Государственного бюджета СССР, за деятельностью подотчетных Верховному Совету СССР государственных органов. Контрольные полномочия Советов реализуются путем рассмотрения вопросов на сессиях. [8]
Важнейшими источниками советского земельного права являются Конституция СССР и конституции союзных и автономных республик, которыми закрепляются основы советского земельного строя и во исполнение которых издаются подзаконные акты, регламентирующие определенный круг земельных отношений. [9]
Так, в соответствии с Конституцией Союза ССР, конституциями союзных и автономных республик гражданам СССР и их организациям в порядке оказания материальной помощи со стороны государства предоставляются типографии, запасы бумаги, общественные здания, улицы, средства связи и другие материальные средства, необходимые для их нормального функционирования. На основе и во исполнение этого общего конституционного положения соответствующие государственные органы издают нормативно-правовые и индивидуаль ные акты об оказании материальной или иной помощи конкретной общественной организации. Например, в соответствии с Положением о правах ФЗМК, а также со ст. 233 КЗОТ РСФСР государственные предприятия, учреждения и организации обязаны предоставлять фабричному, заводскому, местному комитету профсоюза бесплатно необходимые помещения со всем оборудова-нием, отоплением, освещением, уборкой и охраной для работы самого комитета и для проведения собраний рабочих и служащих. Кроме того, администрация предоставляет фабричному, заводскому, местному комитету профсоюза бесплатно транспортные средства и средства связи. [10]
Руководство делом здравоохранения в соответствии с Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик осуществляют высшие органы государственной власти и органы государственного управления Союза ССР, союзных и автономных республик, а также местные Советы депутатов трудящихся и их исполнительные комитеты. [11]
Органы конституционного надзора в СССР самостоятельны и подчиняются только Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик. [12]
Положения Конституции СССР и общесоюзных законов о труде рабочих и служащих, а также конституций союзных и автономных республик, детализируются и конкретизируются в республиканских законах, среди которых главную роль играют кодексы законов о труде союзных республик. [13]
Задачи, организация и порядок осуществления конституционного надзора в СССР определяются Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик, настоящим Законом, а также законами союзных и автономных республик об органах конституционного надзора. [14]
Полномочия данных органов в области обеспечения социалистической законности в общем виде определяются Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик. Они конкретизируются в положениях об указанных органах и текущем законодательстве. Так, согласно ст. 97 Конституции СССР местный Совет депутатов трудящихся на подведомственной ему территории обеспечивает охрану государственного порядка, соблюдение советских законов и охрану прав граждан. [15]