Cтраница 1
Крещение Руси, брак Владимира с Анной - акты, продуманные всесторонне и в деталях. Частные, непервостепенно важные моменты событий тех лет попадают на страницы русских летописей, выявляя события огромного, мирового значения. Само имя, которое получает в крещении князь Владимир - Василий ( оно употреблялось только в государственных актах и только в них имело значение) - имя правящего императора Византии. И переводится оно - Василий - василевс - повелитель. [1]
Крещение Руси облегчалось и тем, что богослужебная и церковная, учительная литература идет сюда прежде всего от южного славянства, на языке, понятном на всей Руси. [2]
Крещение Руси, т.е. введение христианства в греко-православной форме как государственной религии пришедшей на смену языческим верованиям, было начато киевским князем Владимиром Святославичем ( 980 - 1015) в 988 г. КСЕНОФОБИЯ - навязчивый страх перед незнакомыми лицами. [3]
Крещение Руси, так драгоценно прославляемое в веках, определившее два тысячелетия духовного самоограничения огромной территории, было реализовано путем жесточайшего насилия для формирования Власти. Уничтожалось язычество, которое не могло быть уложено в прокрустово ложе монологизирующей Власти. Необходимо было лишить иллюзий соседствующие народы и племена, что раздробленная вольницей Россия может быть без особых усилий поглощена неприятелем. До окончательного объединения Руси в единое государство было далеко, но именно централизация духовной жизни и строгое ее канонизирование определили путь на создание единого и могущественного государства Российского. [4]
Однако крещение Руси в византийской рукописной традиции не ограничивается отнесением его ко времени правления то Михаила III, то Василия I Македонянина, то Василия II Болгаро-бойцы. [5]
О крещении Руси вслед за событиями похода на Константинополь в 860 г. сообщает хроника Продолжателя Феофана. Анонимное сочинение было создано, вероятно, ок. Константина Багрянородного и освещает период с 813 по 961 г. В книге, посвященной правлению Михаила III, сообщается о набеге росов в момент церковного противоборства в византийской столице сторонников патриарха Фотия и будущего патриарха Игнатия. [6]
Летописец то крещение Руси, тысячелетие которого торжественно отмечает Русская православная церковь. День этот, по тексту Повести временных лет, самому раннему дошедшему до нас летописному своду, можно восстановить достаточно полно. [7]
Указанный год крещения Руси - 988 совпадает с датой, принятой в древнерусском летописании. Текстуальное же совпадение данного повествования в предшествующем этой фразе рассказе о христианизации болгар с Повестью временных лет ( под 858 г.) заставляет думать, что ватиканская хроника представляет собой греческий сокращенный, но точный перевод древнерусского памятника. Дополнительным подтверждением такого мнения служит то, что сам ватиканский кодекс был создан в XIV в. [8]
Свидетельство о крещении Руси при Аскольде и Дире содержится в упомянутой нами выше Никоновской летописи. В ее тексте рассказ о походе Аскольда и Дира на Царьград сходен с текстом Повести. [9]
Уже вскоре после крещения Руси разбор дела о внебрачных родах входит в компетенцию духовных судов. Владимира детям в перечне дел, которые он передал духовным судам, мы находим в числе других скотоложство, содомский грех, или девка или вдова дитя родит. Значительно позднее, в 1551 году, Стоглавый Собор снова подтвердил изъятие из подсудности светских судов означенных дел. [10]
После празднования 1000-летия крещения Руси официальные препятствия к ее распространению были сняты. [11]
Во время, предшествовавшее крещению Руси, нарастали грозные признаки грядущего раскола в дотоле еди-1 ном христианском мире ]) И здесь в основе идеологических споров также лежали природные, объективные процессы этногенеза. [12]
Наиболее подробные данные о крещении Руси и предшествовавших этому событию обстоятельствах приводит арабо-христи-анский историк Йахйа Антиохийский ( иные варианты написания имени: Йахья, Яхья, Яхъя; Jahia, Yahya), писавший ок. [13]
В связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси был созван Поместный собор. [14]
Владимиром I Святославичем - считается датой крещения Руси. В таком понимании точная дата, как всякая подобная дата, конечно же условна: она лишь открывает длительный и всеобъемлющий процесс христианизации. Тысячелетие этого события торжественно отмечается не только церковными кругами и не только в нашей стране: по решению ЮНЕСКО тысячелетие крещения Руси отмечено в 1988 году как юбилейная дата мировой культуры. [15]