Телевизионная лекция - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Если тебе до лампочки, где ты находишься, значит, ты не заблудился. Законы Мерфи (еще...)

Телевизионная лекция

Cтраница 1


Телевизионная лекция - лекция, передаваемая по телевидению и потому характеризующаяся своими методическими признаками, связанными с особенностями телеобщения со слушателем-зрителем, с отсутствием непосредственного контакта с ним, с широкими возможностями использования зрительной информации.  [1]

Телевизионная лекция обязательно прослушивается дублером, заведующим кафедрой или, по его поручению, опытными преподавателями кафедры. Затем проводится обсуждение прослушанной лекции, отмечаются ее сильные и слабые стороны. В текст лекции вносятся корректирующие изменения, которые должны быть учтены при ее чтении в следующие годы.  [2]

Аудитория телевизионной лекции отличается значительно большей социальной разнородностью, нежели аудитория открытой лекции. Лекцию по ТВ слушают все, кто оказался в это время у телеэкранов. Обращаясь к телезрителям, лектор чаще всего и говорит для всех, имеет в виду слушателей вообще. Даже если передача идет под определенной рубрикой ( например, Для работников сельского хозяйства), у лектора нет полной уверенности, что ее воспринимают именно те, для кого она предназначена.  [3]

При проведении телевизионных лекций одновременно было установлено, что этот вопрос требует тщательной научной и экспериментальной проработки, так как имеется целый ряд трудностей, усложняющих процесс восприятия преподносимого материала. Однако имеются и более серьезные вопросы психологического характера, как, например: большая, чем при обычных лекциях, утомляемость слушателей; отсутствие обратной связи между лектором и студентами, затрудняющее эмоциональную сторону лекционной работы; ослабление внимания-учащихся - из-за отсутствия преподавателя в аудитории и др. Все эти задачи будут решены, по-видимому, в ближайшие годы.  [4]

В отличие от первой аудитория телевизионной лекции анонимна. Лектор ( коммуникатор) не видит тех, к кому он обращается, не знает, кто его слушает, он может лишь приблизительно судить о составе и запросах аудитории, социальные признаки которой ему неизвестны.  [5]

В телевизионной лекции могут быть использованы разные методы подачи материала. В этом плане термин телевизионная лекция не совсем удачен, но более приемлем, чем термин телеурок.  [6]

Различными студиями страны выпущен ряд полезных учебных кинофильмов, но демонстрация их на лекциях отнимает много времени и в лучшем случае возможна только в заключение изложения раздела курса или крупной темы. Нами разработаны способы применения изобразительных средств для телевизионных лекций. Принятая нами методика демонстрации наглядных пособий не является специфической для телелекций; она с успехом может быть использована и на обычных лекциях в очных вузах. Телевизионные лекции по теоретической механике читаются в Москве, Ленинграде и других городах уже более 10 лет. За эти годы найдены наиболее эффективные формы введения иллюстраций в материал лекций. Мы показываем мультипликации, модели механизмов, макеты и фрагменты из учебных фильмов.  [7]

Приближая зрителя к действию, к предмету изучения, крупный план улучшает демонстрационные возможности телевизионного экрана. Действительно, трудно переоценить значение крупного плана в учебных телевизионных лекциях по высшей математике, зрительный ряд которых состоит в основном из формул, написанных лектором на доске; в передачах по физике и химии, сопровождающихся, как правило, показом опытов; в передачах для изучающих иностранный язык, когда необходимо видеть артикуляцию говорящего, его мимику, жесты.  [8]

Темп лекции должен быть выбран так, чтобы ее запись была возможной, но, с другой стороны, нельзя всю лекцию диктовать, это делает ее монотонной и приводит к потере времени, особенно дорогого в телевизионной лекции.  [9]

В телевизионной лекции могут быть использованы разные методы подачи материала. В этом плане термин телевизионная лекция не совсем удачен, но более приемлем, чем термин телеурок.  [10]

Ограниченность передачи во времени требует краткости и компактности лекций. Установилась длительность лекции в тридцать минут с учетом того, что примерно через двадцать минут внимание телезрителей начинает ослабевать. Лекция должна быть живой, выразительной, эмоциональной и увлекательной, насколько это позволяет тема, поэтому лектор должен обладать определенными данными, обеспечивающими успех лекции у телезрителей. Главная задача лектора - привлечь внимание студентов к теме, вызвать интерес к предстоящей работе над учебным материалом и добиться понимания основных научно-теоретических положений с тем, чтобы студент мог в дальнейшем работать над темой самостоятельно. Лектору приходится учитывать, что телевизионная лекция более насыщена материалом, чем обычная аудиторная лекция; однако опытом подсказываются границы этой насыщенности, чтобы избежать перегрузки внимания и памяти студентов, а также чрезмерных зрительных напряжений.  [11]



Страницы:      1