Cтраница 4
Кальвин, разделяя мысль Лютера об оправдании верой, с особой резкостью подчеркнул традиционную, свойственную и Лютеру ( как всякому последователю бл. Августина) мысль, что сама вера - есть свободный дар божий, несоизмеримый по своей значимости с человеческим ничтожеством и, естественно, не зависящий от усилий человека. Дарует веру и спасение только бог и только по собственной воле. Причем Кальвин стоял на той точке зрения, что бог, своею собственною волей, изначально и непреложно предопределил одних к спасению, а других - к гибели. Истинная и невидимая церковь и есть союз избранных. Но поскольку пути господни неисповедимы и никто не может знать своей судьбы, то всем следует поддерживать готовность к высокому избранию. Церковь видимая и есть союз для взаимного поддержания такой готовности. Отсюда вытекает право и обязанность церкви добиваться от своих членов правильных взглядов и поведения, используя отлучение, покгшние и прочие виды наказаний. [46]
Один современный автор сравнивает мнение Маркса о государс-ве с мнением Св. Августина: Государство становится выражением безнравственного принципа, эгоистических классовых интересов... [47]
Чтобы непосредственно перейти к нашей теме, мы должны в первую очередь упомянуть об августиновском понятии порядка. Августина видеть в мире порядок, гармонию и красоту. Если творец совершенен, то и творение должно быть насколько возможно совершенным. Однако, поскольку Августин, как известно, проделал большую идейную эволюцию, здесь целесообразно ссылаться на более поздние его труды. Так, еще в относительно раннем, но уже христианском сочинении Об истинной религии он говорит о красоте всего мира ( universitatis), в котором все упорядочено сообразно обязанностям и целям ( De vera religione, XL. [48]