Авенариус - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Мозг - замечательный орган. Он начинает работать с того момента, как ты проснулся, и не останавливается пока ты не пришел в школу. Законы Мерфи (еще...)

Авенариус

Cтраница 3


Говоря о научной школе Авенариуса, скажем несколько слов об одном из талантливейших его учеников - А. И. Надеждине, тоже работавшем в области молекулярной физики и, в частности, учения о критическом состоянии тел.  [31]

Ухитриться, подобно г. Авенариусу, об одном и том оке прейскуранте написать около пятисот страниц - это такой tour de force, которого ни понять, ни объяснить невозможно. Он без приготовления и проволочки приступил к замечательнейшему tour de force, который может быть одним русским под силу. Сарацин пойдет, кажется, не раньше начала декабря. С его изданием Юргенсон учинил небывалый tour de force; весь клавир напечатал в 1 месяц. Кюи, Письмо С. Н. Кругликову 27 июля 1899 г. Потребовался бы воистину умственный и нравственный tour de force, чтобы сказать себе прямо и откровенно: все это никуда не годится.  [32]

Эту материалистическую точку зрения отвергает Авенариус, называя мышление мозга фетишизлюм естествознания ( Человеческое понятие о мире, 2 - е нем. Следовательно, насчет своего решительного расхождения в этом пункте с естествознанием Авенариус не делает себе ни малейших иллюзий. Он признает, - как признает и Мах и все имманенты, - что естествознание стоит на стихийно, бессознательно материалистической точке зрения.  [33]

Явление Томсона связано с изученной Авенариусом зависимостью термоэлектродвижущей силы от температуры. С уменьшением этой зависимости оно снижается до нуля.  [34]

В своих исследованиях критического состояния тел Авенариус, так же как и Менделеев, исходил из положения, что при критической температуре теплота испарения обращается в нуль.  [35]

Махизм есть та философия Маха и Авенариуса, с исправлениями Богданова, которую защищали этот последний, Луначарский, Вольский и которая прячется в платформе Вперед под псевдонимом пролетарской философии. Луначарский не случайно скатился от этой философии к проповеди соединения научного социализма с религией. Богданов и сейчас защищает в ряде новых книг эту глубоко антимарксистскую и глубоко реакционную философию, против которой решительно боролись и меньшевик Г. В. Плеханов и большевик В.  [36]

В 1890 г. Шиллер принял от Авенариуса заведывание физическим кабинетом и лабораторией, которыми он руководил до 1903 г. В 1903 г. Шиллер был назначен директором Харьковского технологического института, где и оставался до января 1905 г., когда он был назначен членом Совета Министра народного просвещения.  [37]

Основные посылки теории познания Маха и Авенариуса откровенно, просто и ясно изложены ими в их первых философских произведениях.  [38]

Серьезнее обстоит дело, когда Мах, Авенариус и их последователи пытаются опровергнуть материализм, ссылаясь на последние революционные достижения физики - открытие радиоактивности, электрона, факта изменчивости его массы и другие. Механистическая картина мира с ее неизменными атомами, неизменной массой и другими абсолютами действительно рушится. Но значит ли это, что исчезает материя и рушится основанный на ней материализм.  [39]

Но на пути идеалистических построений Вундт и Авенариус расходятся. Автор Системы философии обнаруживает пристрастие к кантианским мотивам. Автор Человеческого понятия о мире высказывает взгляды, при-правда.  [40]

Как ни отрекаются от него Мах, Авенариус, Петцольдт и К, а на деле без вопиющих логических нелепостей они не могут избавиться от солипсизма.  [41]

Большинство знакомых с Человеческим понятием о мире Авенариуса, вероятно, согласятся с тем, что, как бы ни убедительна была его критика ( идеализма), позитивные результаты его совершенно иллюзорны. Если мы попробуем истолковать его теорию опыта так, как ее хотят представить, именно как истинно реалистическую ( genuinely realistic), то она ускользает от всякого ясного изложения: все ее значение исчерпывается отрицанием субъективизма, который она-де ниспровергает. Но когда мы переведем технические термины Авенариуса на более обыкновенный язык, - тогда мы увидим, где настоящий источник этой мистификации. Навеем протяжении рассуждений Авенариуса хорошую услугу оказывает ему неопре - [ / деленность термина опыт. Эти два значения термина опыт на практике совпадают с его важным делением абсолютного и относительного рассмотрения ( выше я указал значение этого деления у Авенариуса); и эти две точки зрения не примирены на самом деле в его философии.  [42]

Мы сейчас увидим, что это определение Авенариусом своей философской линии всецело совпадает с определением Маха, отличаясь только вычурностью выражений. На самом деле развитие немецкой классической философии сейчас же после Канта создало критику кантианства как раз в таком именно направлении, в каком повел ее Авенариус.  [43]

Мы нарочно выписали полностью это опровержение материализма Авенариусом, чтобы читатель мог видеть, какими поистине жалкими софизмами оперирует новейшая эмпириокритическая философия. С рассуждением идеалиста Авенариуса сопоставим материалистическое рассуждение... Богданова, хотя бы в наказание ему за то, что он изменил материализму.  [44]

С такой же прямолинейностью, как и Беркли, Авенариус выставляет тезис: вне субъекта нет объектов.  [45]



Страницы:      1    2    3    4