Cтраница 1
Экологическое мышление требует отказа от эгоистических потребительских установок, ориентированных на узколичностные либо узкогрупповые интересы, на достижение сиюминутных целей и материальных выгод, когда не принимаются во внимание не только качество природной среды и благополучие будущих поколений, но и элементарная обеспеченность ближнего. Напротив, современное экологическое мышление должно быть демократичным, основываться на общечеловеческих ценностях, ориентированных на историческую перспективу, а не на сегодняшний корыстный интерес. [1]
Грамотное профессиональное экологическое мышление необходимо не только для решения вопросов различных сфер практической деятельности человека, но и для обоснования четкой концепции выживания человеческой популяции в целом. [2]
Формирование экологического мышления, приобретение навыков экологического подхода к решению производственных задач, выработка экологической культуры поведения - все это крайне важно для специалиста агропромышленного комплекса. Он должен быть организатором и проводником мероприятий по охране природы и рачительному использованию природных ресурсов в условиях сельскохозяйственного производства, применять на практике полученные экологические знания с учетом особенностей ведения сельского хозяйства в конкретных регионах России. [3]
Наконец, говоря об экологическом мышлении, необходимо сказать о соответствующем ему мировоззрении. Проблема человек-общество-природа уже по самому определению столь значительна и объемна, что не только ее грамотное решение, но и даже исходная ее постановка невозможна без развитого и зрелого мировоззрения. Еще мыслители Древней Греции хорошо понимали, что нельзя понять данную систему вне обращения к законам более общей системы, ее надсистемы. Наверное, надо согласиться с тем, что в данном отношении экологическое мышление в значительной мере ущербно. [4]
Цель учебного пособия: формирование экологического мышления в процессе проектирования и проведения экологических экспертиз и привитие навыков практической работы, овладение приемами и методами оценок воздействия на окружающую среду; привитие навыков использования картографических методов для экологического обоснования хозяйственной деятельности; ознакомление с нормативной и правовой основами экологического проектирования и экспертиз, ознакомление с нормативами состояния природной среды, с экологической паспортизацией и документацией. [5]
Первая состоит в формировании нового типа социального и экологического мышления, которое должно базироваться на новых моральных критериях общественного развития, исключающих чисто утилитарный подход к природе. [6]
Второе условие, очевидно, предусматривает необходимость экологического мышления специалистов, которое основано на знании фундаментальных основ экологии, чему и были посвящены предыдущие главы книги. [7]
Образование и воспитание будущего специалиста должно строиться на принципах экологического мышления. [8]
Особую важность такой подход приобретает в связи с формированием планетарного экологического мышления и осознанием необходимости перехода к модели устойчивого развития. [9]
Отсутствует учебник по экологии человека, что затрудняет формирование профессионального экологического мышления врача любой специальности. [10]
Социальная политика связана с экологизацией образования и воспитания, формированием экологического мышления и грамотности. Необходима подготовка профессионального эколога во всех сферах образовательной и воспитательной деятельности: семье, школе, вузе. Вся система исповедуемых в обществе идеалов и ценностей должна участвовать в формировании экологической нравственности, придании ей гуманистической направленности, т.е. прямого выхода на конкретные потребности массы населения в пище, одежде, жилище, в обеспечении безопасности, в удовлетворении культурных потребностей. [11]
Для построения равновесных отношений природы и человечества необходимо формирование нового типа социального и экологического мышления, базирующегося на биоцентрических принципах; широкомасштабное освещение социально-экологических проблем; построение механизма природопользования, звенья которого находятся в наиболее полном согласовании с индивидуальными, государственными интересами в деле охраны природы. [12]
В настоящее время система вузовского образования находится в противоречии с современными темпами становления экологического мышления. Как известно, воспитание экологической культуры может быть успешным в том случае, если оно осуществляется непрерывно и сочетает теоретическую подготовку с практической деятельностью. [13]
Несмотря на имеющиеся противоречия, на сегодняшний день стратегия представляет собой ориентир, выражающий основной стереотип экологического мышления. Специалисты полагают, что в ближайшее время станет ясно, удастся ли человечеству найти пути стабилизации экологической ситуации, или очевидное погружение в глобальную экологическую катастрофу продлится в новом тысячелетии - XXI веке. [14]
Подобное поведение можно расценивать как итог органического сочетания обучения и воспитания, на основе которого происходит формирование экологического мышления, вырабатывается способность своевременно принимать правильные решения в аварийных ситуациях природно-техногенного характера. [15]