Автократ - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Жизнь уходит так быстро, как будто ей с нами неинтересно... Законы Мерфи (еще...)

Автократ

Cтраница 3


В соответствии с представляемым поведением подчиненных автократ ( автократический руководитель) как можно больше централизует полномочия, детально структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений. Когда автократ избегает негативного принуждения и использует вознаграждение, его называют благосклонным автократом. Благосклонный автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных, но сохраняет за собой фактическую власть принимать и исполнять решения. И как бы благосклонен не был автократ, он последовательно реализует автократический стиль руководства, то есть структурирует задания и навязывает подчиненным неукоснительное соблюдение огромного количества правил, которые жестко регламентируют их работу.  [31]

В высшей степени авторитарный или автократичный руководитель навязывает свою волю подчиненным путем принуждения, вознаграждения или ссылки на традицию. Предположения автократа, которые МакГрегор назвал теорией X, не принимают во внимание способностей исполнителей. Руководитель демократичный, позволяющий подчиненным участвовать в принятии решений, чьи предположения МзкГрсгор назвал теорией У, предпочитает оказывать влияние с помощью убеждения, разумной веры или харизмы. Он избегает навязывать свою волю подчиненным. Либеральный руководитель дает подчиненным практически полную свободу.  [32]

Авторитарный стиль руководства лежит в основе абсолютного большинства конфликтов и бед благодаря стремлению высшего управляющего к единовластию. Претензия автократа на компетенцию во всех вопросах порождает хаос и в конечном счете влияет на не - эффективность работы. Автократ парализует работу аппарата, на который он опирается. Он не только теряет лучших работников, но и создает вокруг себя враждебную атмосферу, которая угрожает ему самому. Подчиненный зависит от него, но и он во многом зависит от них. Недовольные подчиненные могут его подвести и дезинформировать. А кроме того, запуганные работники не только ненадежны, но и работают не с полной отдачей. Такой погонщик может купить часы мускульной энергии, но купить уважение нельзя - это нужно заработать.  [33]

34 Сравнительная характеристика авторитарного и демократического стилей руководства. [34]

Данный стиль не стимулирует инициативу подчиненных, она, наоборот, часто наказуема автократом, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. Под началом автократа неприятно работать, ибо увольнение неугодных является целью его управленческой деятельности. В таких условиях естественно отсутствует удовлетворенность трудом, так как подчиненные автократу сотрудники считают, что их творческие силы не находят должного применения.  [35]

Для обеспечения согласованной комплексной разработки УИС принцип автократии, или единоличного руководства, является почти жизненной необходимостью. В идеальном случае автократ должен быть вице-президентом компании ( или лицом, более высоким по положению) и в вопросах выработки общей стратегии опираться на свое второе я в лице специального помощника. Этот помощник должен иметь достаточно знаний в области обработки данных, чтобы иметь свое мнение о различных лидерах группы анализа и руководителях, ответственных за ту или иную функциональную область.  [36]

На практике авторитарный стиль в столь рельефной форме обнаруживается довольно редко. Причем временами присущие автократу методы и приемы работы могут вызывать симпатию и уважение благодаря оперативному решению задач.  [37]

Директор вышеупомянутого заведения - типичный автократ. Принимая меня на работу, сказал: В министерстве представительствую я, будешь ходить туда только с моего ведома и по тому вопросу, по которому я скажу.  [38]

39 Континуум стилей лидерства Лайкерта. [39]

Лайкерт описывает руководителей, относящихся к системе 1, как эксплуататор-ско-авторитарных. Эти руководители имеют характеристики автократа. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых случаях - наказанием. В целом, в системе 2 руководители соответствуют типу благосклонного автократа. Руководители системы 3, называемой консультативной, проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.  [40]

В общении с людьми подчас невыдержан, а то и груб, но не обязательно. Он может быть и благожелательным автократом - корректным, внимательно выслушивать и напоказ взвешивать идеи подчиненных, но пренебрегать их мнением при принятии окончательного решения, так что и в этом случае стиль по сути своей остается директивным. В целом для руководителя-автократа характерен недостаток уважения к окружающим.  [41]

В тех случаях, когда коллектив слабо организован, мало в нем инициативных и сознательных работников, межличностные и межгрупповые отношения оставляют желать лучшего, хозяйственные, социальные и воспитательные задачи не всегда успешно могут решаться руководителем, придерживающимся демократического стиля работы. Наоборот, в таком коллективе автократ, с присущей ему энергичностью и жесткой требовательностью, может оказаться более к месту. Поэтому автократический стиль в принципе не противопоказан и для нынешнего руководителя, особенно в экстремальных ситуациях, когда за неимением времени не представляется возможным посоветоваться с коллективом или по иной причине он берет на себя всю полноту ответственности за выход из ситуации и требует беспрекословного повиновения подчиненных. Приходится прибегать к этому стилю и в общении с теми, кто воспринимает демократичность руководителя за слабость и позволяет себе манкировать его служебными предписаниями.  [42]

Присущие автократу методы и приемы работы могут временами вызывать симпатию и уважение благодаря оперативному решению задач. Подчас в глазах иных подчиненных автократом предстает руководитель, вполне резонно действующий по четкому плану и реализующий его вопреки любым препятствиям. В этом случае он может быть жестким, но не жестоким, бескомпромиссным, но справедливым, властным, но не подавляющим, решительным, но не самоуверенным.  [43]

В хозяйственных системах возникают ситуации, когда ру-водитель будто понимает необходимость демократического идя, но не в силах преодолеть свое пристрастие к силовым годам и приемам. В результате появляется замаскирован - 1Й автократ, который свои директивные, по существу, дей-вия вуалирует нарочито широким использованием колле-альности, представляет на обсуждение вопросы, им уже ре-знные. Члены коллектива вскоре начинают понимать, что них ждут не инициативы и соображений, а всего лишь рбрения волевых решений руководителя. В одних случаях ди смиряются со сложившейся ситуацией, в других проте-уют, что ведет к острым конфликтам.  [44]

В вузе, руководимом демократом, активность работников постоянна, независимо от присутствия на своем рабочем месте ректора. Совсем другая картина на предприятии, руководимом автократом: стоит ему удалиться, как трудовая активность резко падает; столь же резко она возрастает сразу после его возвращения ( не действует ли фактор кнута. На предприятии же, управляемом либералом, отсутствие руководителя только поощряет трудовую активность - с его возвращением она катастрофически падает; очевидно, такой начальник попросту мешает работать.  [45]



Страницы:      1    2    3    4