Cтраница 2
На основе анализа внешней среды и данных о факторах, представляющих опасность или открывающих новые перспективы для фирмы, ее руководство оценивает, располагает ли фирма внутренним потенциалом, чтобы воспользоваться предоставляющимися возможностями, и какие ее внутренние слабости способны осложнить решение стоящих перед ней проблем. Поэтому проводится расширенный анализ сильных и слабых сторон фирмы, называемый управленческим обследованием. Оно основывается на комплексном исследовании различных функциональных зон деятельности фирмы, в числе которых маркетинг; финансы ( бухгалтерский учет); производство; персонал; организационная культура и имидж организации. [16]
По результатам исследования деятельности конкурентов в бизнес-плане производится количественная оценка уровня конкурентоспособности продукции и предприятия в целом, выявление конкурентных преимуществ. Такой оценке предшествует анализ сильных и слабых сторон конкурентов и предприятия. [17]
Конкурентные преимущества предприятия отражают реальные возможности предприятия в конкуренции на конкретном рынке. Они определяются на основе анализа сильных и слабых сторон предприятия в сравнении с конкурентами. Реализация этих возможностей осуществляется через мероприятия, разрабатываемые по результатам такого анализа. Оценка этих изменений и тенденций развития целевого рынка позволяет предприятию своевременно принимать упреждающие решения, направленные на сохранение или укрепление рыночной позиции предприятия. [18]
Для анализа внешней и внутренней среды организации, а также ее восприятия общественностью, целесообразно использовать SWOT-анализ - анализ сильных и слабых сторон. [19]
Здесь мы снова предполагаем, что доходность собственного капитала - это хороший индикатор экономической доходности, зарабатываемой на вложениях в собственный капитал. При анализе фирмы из сектора финансовых услуг мы можем получить доходность собственного капитала из текущего и прошлых периодов, но доходностью собственного капитала, которая нам требуется, является ожидаемая будущая доходность. Данное обстоятельство делает необходимым анализ сильных и слабых сторон фирмы, равно как и конкуренции, с которой сталкивается фирма. Рисунок 21.4 обобщает значения доходности собственного капитала, стоимости собственного капитала и спреда доходности собственного капитала для американских фирм, оказывающих финансовые услуги, на январь 2001 года. [20]
Слабые и сильные стороны определяются в таких сферах, как трудовые ресурсы, материальная база, технология, управление, положение на рынке, финансы. Этот анализ, как свидетельствует практика процветающих фирм, ведется по специальному перечню вопросов. Так, в США компании применяют следующий перечень вопросов для анализа сильных и слабых сторон. [21]
Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды организации. Внутренняя среда имеет несколько составляющих, каждая из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации ( видов бизнеса), состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Внутренняя среда включает маркетинговую, финансовую, производственную и кадрово-организационную составляющие, каждая из которых имеет свою структуру. В табл. 2.1 приводится пример возможной формы для анализа сильных и слабых сторон организации. [22]
В основе планирования лежит анализ положения фирмы на данный момент. Итоги анализа могут выступать как в форме статистических и других количественных показателей, так и в форме прогнозов. Планирование включает три вида: стратегическое, годовое, планирование графиков работы. Стратегическое планирование начинается с признания результативного подхода к деятельности фирмы, анализа сильных и слабых сторон во внутренней организации и внешних условий. Затем разрабатывается прогноз на 10 - 15 лет и устанавливаются цели на 3 - 5 лет, соответствующие имеющимся возможностям. Итогом является выбор стратегии, т.е. методов повышения конкурентоспособности и основных путей достижения целей. Ежегодно на основе ситуационного анализа составляется план, в котором определяются ключевые результаты и цели, а также способ оценки достигнутых результатов. На основе разработанных целей составляется временный бюджет, в котором определяется потребность в машинах и оборудовании, трудовых ресурсах, инвестициях, разрабатываются графики работы, в которых предусматривается использование примерно 50 - 60 % рабочего времени. [23]