Автономия - вуз - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Мы не левые и не правые, потому что мы валенки Законы Мерфи (еще...)

Автономия - вуз

Cтраница 1


Автономия вуза требует внедрения такой формы управления в высшей школе как децентрализация; но эта форма способна быть эффективной лишь при высокой степени развития организации как системы в целом, так и ее подсистем. В развитой интегрированной компании каждое подразделение имеет независимый годовой бюджет. В то же время на длительном временном интервале отдельные подразделения добровольно идут на финансовые жертвы, если они необходимы другим.  [1]

При значительной автономии вузов возникает вопрос о том, какой уровень финансовой свободы должен быть предоставлен более мелким организационным подразделениям - факультетам и департаментам. Считается, что оптимальным решением должен быть поиск такой формулы распределения внутренних ресурсов, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон. Как правило, чем более скрупулезным является механизм внешнего финансирования, тем более тщательным должен быть механизм внутреннего распределения.  [2]

Рассмотрим основные противоречия, возникающие в связи с развитием автономии вузов в условиях демократизации.  [3]

Из сказанного следует важный вывод для такой актуальной проблемы, каковой является автономия вуза. И тут стоит, наверное, иметь в виду, что речь идет в данном случае не столько об автономии вуза, хотя и о ней тоже, сколько об известной автономии профессора и студента. Первый должен сам решать, кого, чему и как учить, а второй должен сам решить, у кого ему следует учиться. Сказанное не стоит абсолютизировать. И тем не менее демократизация жизни нашего общества означает демократизацию жизни высшей школы, в которой все службы должны реализовывать вспомогательные функции, обслуживая и профессора, и студента. Не профессор для ректората, а наоборот, как это и практикуется во всем мире.  [4]

Демократизация в сфере образования затрагивает различные стороны жизни общества: от развития и свободы личности до автономии вузов. Рассмотрим позитивные и негативные стороны этих процессов.  [5]

В начале 1996 г. был принят федеральный Закон О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об образовании, а в середине года - Закон Российской Федерации О высшем и послевузовском профессиональном образовании, закрепляющий взятый курс на создание в стране гибкой многоуровневой системы высшего образования, расширение автономии вузов, интеграцию их в мировую образовательную систему, с учетом накопленного вузами страны за последние годы опыта своего развития.  [6]

Из сказанного следует важный вывод для такой актуальной проблемы, каковой является автономия вуза. И тут стоит, наверное, иметь в виду, что речь идет в данном случае не столько об автономии вуза, хотя и о ней тоже, сколько об известной автономии профессора и студента. Первый должен сам решать, кого, чему и как учить, а второй должен сам решить, у кого ему следует учиться. Сказанное не стоит абсолютизировать. И тем не менее демократизация жизни нашего общества означает демократизацию жизни высшей школы, в которой все службы должны реализовывать вспомогательные функции, обслуживая и профессора, и студента. Не профессор для ректората, а наоборот, как это и практикуется во всем мире.  [7]

Весьма удобной для теории деидеологизации в ее педагогическом варианте оказалась традиционная для буржуазных авторов тема так называемой академической свободы. Академическая свобода понимается то как свобода студентов изучать что угодно, то как свобода преподавателей чему угодно учить, то как автономия вузов от государства, то как некий конгломерат этих трех частных интерпретаций. Но во всех случаях своеобразной сверхзадачей авторов, пишущих на тему академической свободы, является задача показать независимость содержания и практики образования от политики и идеологии, а в тех случаях, когда проводится явное или неявное сравнение капиталистической и социалистической систем, - показать, что эта независимость есть на Западе и отсутствует в странах социализма.  [8]

Разумный выход должен заключаться в автономизации, широкой самостоятельности вузов, их самоуправлении. Об этом свидетельствует весь опыт развития зарубежной и отечественной высшей школы. Понимание этого и, главное, возможность практического осуществления подлинной автономии вузов стали доступны нам в ходе происходящей в стране перестройки. И чем быстрее и полнее восторжествует принцип, что вуз нуждается не столько в управлении извне, сколько в улучшении среды своего обитания, в появлении благоприятных условий своего существования и функционирования, тем будет лучше. Достаточно убедительно высказался на этот счет американский ученый Дональд Карлейл на страницах нашей Учительской газеты. Дело в том, что в отличие от Советского Союза у нас нет министерств, других органов централизованного управления высшим образованием.  [9]

Одно из главных направлений модернизации образования в России связано с повы-шением его качества. Актуализация этой проблемы на современном этапе во многом обусловлена децентрализацией высшей школы, следствием которой стало расширение автономии вузов.  [10]

Все реже студенты выезжают на учебу в дальние города, особенно в столицу, и чаще ограничиваются местными вузами. Последствия регионализации специалисты оценивают так: В условиях сосредоточения крупных научных школ в столичных городах стремление большей части ( 60 %) руководителей вузов к чрезмерной автономии может привести к существенному снижению качества обучения, к узкой региональной профессионализации, отрыву системы образования регионов от высокой общей культуры. Однако проблема автономии вузов не только связана с узковедомственными интересами, но и имеет экономические основания.  [11]

Иметь научно-педагогические кадры надлежащей кондиции чрезвычайно важно, ибо это основа основ функционирования любого вуза. Прежде всего заметим, что большие возможности для повышения творческой активности имеет подлинная демократизация внутренней жизни научно-педагогического коллектива, его право на позицию, на определение собственных приоритетов в постановке и разрешении творческих задач, а также исключение бездушного администрирования со стороны кафедрального, факультетского и общевузовского руководства, участие преподавателей в определении планов и перспектив развития своего коллектива, причастность к общевузовским задачам и интересам. Наличие или отсутствие в вузе разносторонней системы, включающей как требовательность и взыскательное отношение к результатам труда, так и моральное и материальное поощрение преподавателей в условиях объективности и гласности, - все это имеет исключительно большое значение для активизации усилий сотрудников вуза. Многие вопросы этого круга шаг за шагом отрабатываются высшей школой на волне общих процессов развития демократизации общества. Следует признать, что курс, избранный и поддерживаемый Гособразованием СССР в этом плане, соответствует духу перестроечных процессов, происходящих в стране. Однако ясно и то, что мы находимся еще в самом начале этого пути, ведущего к полной автономии вузов в обществе и подлинной творческой свободе преподавателя внутри вуза.  [12]



Страницы:      1