Логико-дидактический анализ - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Хорошо не просто там, где нас нет, а где нас никогда и не было! Законы Мерфи (еще...)

Логико-дидактический анализ

Cтраница 1


Логико-дидактический анализ темы представляет последовательность действий: определение цели обучения теме; логический и математический анализ содержания темы ( теоретического и задач-ного материала); постановка основных учебных задач и выбор соответствующих учебно-познавательных действий; отбор основных средств, методов и приемов обучения; определение форм контроля и оценки процесса и результата учебной деятельности учащихся.  [1]

На основе логико-дидактического анализа темы, который возможно выполнять с разной степенью детализации и конкретизации, можно далее решать различные методические задачи.  [2]

В настоящей главе на основе логико-дидактического анализа ряда тем школьных учебников будет показано решение некоторых методических задач.  [3]

Рассмотрим более подробно каждое из действий логико-дидактического анализа темы.  [4]

В третьей главе раскрыты общие подходы к выполнению логико-дидактического анализа школьного курса математики и на примере нескольких тем: Многоугольники, Неравенства, Интеграл, Тригонометрические функции раскрыта методика анализа этих тем, дан пример составления развернутых тематических планов и конструирование методики их изучения в школе, поставлены методические задачи, предложен методический анализ одной из математических линий школьного курса математики - линии уравнений.  [5]

Третий этап тоже включает в себя формирование умений выполнять логико-дидактический анализ учебного материала школьных учебников, но теперь анализируется материал с целью выяснения реализации в учебнике какой-либо математической идеи или линии. Здесь уже принимаются во внимание цели реализации той или иной идеи или линии, используемые для этого формы и методы реализации с учетом развития знаний учащихся и строгости изложения материала. Материалом для реализации такого анализа может служить, например, линия уравнений или неравенств в школьном курсе математики, начиная от V класса и кончая XI. Для анализа четко определяются цели и мотивы изучения выбранной линии в каждом классе, выделяются понятийный аппарат линии, математические методы реализации линии, логические и содержательные обоснования применения того или иного метода, раскрываются сферы применения изученного материала, подбираются средства формирования понятийного аппарата линии и методов применения этого аппарата для самой математики и ее приложений, разрабатывается система оценок достигнутых результатов по изучению линии.  [6]

Существенной особенностью практических работ по сравнению с лабораторными является выполнение логико-дидактического анализа тем школьных учебников и на основе этого анализа решение различных методических задач.  [7]

Так как вся последующая методическая работа на практических занятиях строится на основе выполненного логико-дидактического анализа тем школьных учебников, то дадим более подробную трактовку этого вопроса.  [8]

Этот вид деятельности включает в себя: логико-математический анализ учебного материала школьных учебников и задачников по математике; логико-дидактический анализ учебного материала школьных учебников; методический анализ математической литературы и литературы по педагогике, психологии, истории математики, методике преподавания других школьных предметов и др.; методический анализ различных средств обучения - наглядности, технических средств обучения, обучающих возможностей ЭВМ и др. Аналитическую деятельность учитель должен осуществлять с условием, что весь учебный материал и все средства анализируются с одной целью: научить ученика самостоятельно разбираться в учебном материале. Значит, в основе анализа любого материала, кроме логической и содержательной его части, должны быть учтены цели изучения этого материала, а последние непосредственно связаны с интеллектуальными, эмоциональными и волевыми возможностями учащегося. Результат анализа возможностей отдельных учащихся и коллектива учащихся в целом, концепций обучения и специфики учебного материала позволит учителю правильно отобрать учебный материал, на основе которого осуществляется обучение.  [9]

Предметные действия, раскрывающие процесс подготовки к уроку и его проведения, будут следующие: действия делеполагания и мотивации; действия логико-дидактического анализа учебного материала; действия постановки учебных задач; действия отбора средств и методов обучения в соответствии с поставленной учебной задачей и наличием средств обучения; действия по организации и управлению процессом учения и обучения; действия по формированию оценки и самооценки.  [10]

Таким образом, система лабораторных работ и практических занятий по методике преподавания математики позволяет постепенно усложнять формируемые учебные и методические умения от логико-математического анализа локальных единиц учебного материала до логико-дидактического анализа реализации определенных линий в школьных учебниках на протяжении всего периода обучения.  [11]

Если же анализа темы нет, вся последующая работа будет малоэффективна. Поэтому-то главным профессиональным умением учителя считаем умение выполнять логико-дидактический анализ тем. Все остальные профессиональные умения формируются на его основе.  [12]

I, § 3), учебная задача включает в себя результат ( в обобщенном виде) и действия, к нему ведущие. Поэтому в ходе логико-дидактического анализа темы необходимо сформулировать основные теоретические результаты изучения темы, учитывая их уровень обобщенности. Причем теоретические результаты меньше всего включают в себя знание отдельных конкретных фактов как объектов, на усвоение которых направлены усилия учащихся, а в значительной мере - типы ( виды) определений с их логическими структурами, типы теорем, специфику методов и приемов, типологию математических задач.  [13]

Второй цикл этого этапа наиболее сложный и трудный. Он синтезирует в себе все ранее сформированные умения и решает максимально значимые методические цели. Суть этого цикла заключается в том, что на отдельных темах, существенно значимых в содержательном плане и в то же время достаточно локальных по организации, таких, как Многоугольники, Перпендикулярность прямых и плоскостей, Интеграл и др., формируются методические умения ставить цель и определять мотивы изучения темы. В соответствии с поставленными целями выполняются логико-дидактический анализ теоретического материала темы и типизация математических задач. Результаты логико-дидактического анализа темы материализуются в составлении подробного тематического плана изучения темы. План содержит разбивку темы на отдельные уроки, к урокам указаны конкретные типы математических задач с учетом обязательных результатов обучения; определены виды самостоятельных работ и формы их проведения на уроках и дома; с целью создания положительной мотивации подобран исторический материал, материал, имеющий практическое и политехническое значение, и др.; определены применительно к конкретным урокам средства обучения, включая ТСО и ЭВМ. К каждому из уроков, приведенных в календарном плаце, на основе такого подробного анализа теперь уже возможно поставить цели его проведения и сформулировать учебно-познавательные задачи. К отдельным урокам может быть составлен развернутый план и по нему проведена деловая игра.  [14]

Второй цикл этого этапа наиболее сложный и трудный. Он синтезирует в себе все ранее сформированные умения и решает максимально значимые методические цели. Суть этого цикла заключается в том, что на отдельных темах, существенно значимых в содержательном плане и в то же время достаточно локальных по организации, таких, как Многоугольники, Перпендикулярность прямых и плоскостей, Интеграл и др., формируются методические умения ставить цель и определять мотивы изучения темы. В соответствии с поставленными целями выполняются логико-дидактический анализ теоретического материала темы и типизация математических задач. Результаты логико-дидактического анализа темы материализуются в составлении подробного тематического плана изучения темы. План содержит разбивку темы на отдельные уроки, к урокам указаны конкретные типы математических задач с учетом обязательных результатов обучения; определены виды самостоятельных работ и формы их проведения на уроках и дома; с целью создания положительной мотивации подобран исторический материал, материал, имеющий практическое и политехническое значение, и др.; определены применительно к конкретным урокам средства обучения, включая ТСО и ЭВМ. К каждому из уроков, приведенных в календарном плаце, на основе такого подробного анализа теперь уже возможно поставить цели его проведения и сформулировать учебно-познавательные задачи. К отдельным урокам может быть составлен развернутый план и по нему проведена деловая игра.  [15]



Страницы:      1