Методологический анализ - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
"Имидж - ничто, жажда - все!" - оправдывался Братец Иванушка, нервно цокая копытцем. Законы Мерфи (еще...)

Методологический анализ

Cтраница 1


Методологический анализ различных подходов к проблемам прочности и разрушения показывает, что, следуя принятой в кибернетике терминологии, процессы разрушения структурно-неоднородных материалов в ряде случаев необходимо рассматривать как принципиально сложные: их математическое описание затрудняется тем, что любая попытка построения общей концепции не обеспечивает достаточно адекватного отражения многообразия конкретных реальных механизмов. Новые возможности в исследовании сложных систем и процессов связаны с развитием кибернетики и ее методов машинного моделирования.  [1]

Методологический анализ кибернетических идей и результатов важен как для философии, так и для кибернетики. Мировоззренческий и методологический анализ, создающий условия для широких научных синтезов, должен служить задаче повышения уровня и результативности научной работы в области кибернетики. С другой стороны, философские выводы из достижений кибернетики, современной - вооруженной электронной цифровой техникой - математики, математической логики, теории автоматов и других кибернетических дисциплин способствуют обогащению диалектико-материалистического взгляда на мир.  [2]

Методологический анализ проблемы старения человека на современном этапе научного познания характеризуется вычленением двух типов факторов, влияющих на процесс старения. Первый тип действует безотносительно к возрасту внутри границ общества как социальной системы. Он представлен элементами, являющимися частью или подразделением социальной системы, связан с исследованием изменения возрастной стратификации, мобильности когорт и старения, а также межгенерационной и интрагенерационцой социальной мобильности.  [3]

Одна из основных задач методологического анализа заключается в выявлении и изучении методов познавательной деятельности, осуществляемой в науке, в определении возможностей и пределов применимости каждого из них. В своей познавательной деятельности, в том числе и в научной, люди осознанно или неосознанно используют самые разнообразные методы. Ясно, что осознанное применение методов, основанное на понимании их возможностей и границ, делает, при прочих равных условиях, деятельность человека более рациональной и более эффективной.  [4]

Расширение понятия машины выдвигает задачу методологического анализа проблемы о соотношении возможностей общественного человека и кибернетических устройств - машин для переработки информации. Эта проблема является конкретизацией идей, группирующихся вокруг основного гносеологического результата кибернетики. Последний состоит в том, что любая область деятельности людей ( в том числе деятельности интеллектуальной), описанная на языке с четкой семантикой, может быть в принципе передана машино. Методологическая функция этого результата весьма серьезна - из него следует недопустимость каких-либо априорных ограничений возможностей кибернетических устройств, в том числе устройств, могущих появиться в будущем, при любом мыслимом развитии цивилизации.  [5]

Значит ли это, что работу по методологическому анализу основных положений нашей науки можно считать законченной.  [6]

Карл Мангейм ( 1893 - 1947) предпринял методологический анализ понятия мировоззрения, чтобы установить его место в структуре историко-культурных познаний.  [7]

Гносеология выступает как теоретическое основание различных специально-научных форм методологического анализа, тех его уровней, где исследование научного познания осуществляется уже нефилософскими средствами. Она показывает, что, только понимая познание как формирование и развитие идеального плана человеческой практически-преобразующей деятельности, можно анализировать коренные свойства познавательного процесса, сущность знания вообще и его различных форм, в том числе и научного знания. Вместе с тем в настоящее время не только само научное познание, но и его философско-гносеологическую проблематику невозможно анализировать, не привлекая материал из более специальных разделов методологии науки. Скажем, философский анализ проблемы истины в науке предполагает рассмотрение средств и методов эмпирического обоснования научного знания, специфических особенностей и форм активности субъекта научного познания, роли и статуса теоретических идеализированных конструкций и пр.  [8]

В заключение отметим, что иногда натурфилософские аргументы проникают в методологический анализ проблемы весьма скрытым и завуалированным образом.  [9]

Распространение понятий организации, управления, принятия решений и др. ставит задачу их методологического анализа.  [10]

Этот метод в точном естествознании начал использоваться еще в XVII веке, но объектом методологического анализа он стал сравнительно недавно, когда начала выясняться специфика теоретического знания по сравнению с эмпирическим исследованием.  [11]

Вопросы обоснования критериев и методов выбора технического решения и системный анализ процесса проектирования рассматриваются с учетом методологического анализа и рекомендаций практического характера.  [12]

Карнапа) или же когда между теориями, в которых фигурируют экспликаты данного экспликанда, могут быть установлены достаточно тесные связи ( та ( к обстоит дело с теориями информации, в том числе и семантическими: между центральными понятиями этих теорий - эксшшкатами феномена информации методологический анализ обнаруживает целую сеть отношений; см. подробнее в гл.  [13]

Методологический анализ кибернетических идей и результатов важен как для философии, так и для кибернетики. Мировоззренческий и методологический анализ, создающий условия для широких научных синтезов, должен служить задаче повышения уровня и результативности научной работы в области кибернетики. С другой стороны, философские выводы из достижений кибернетики, современной - вооруженной электронной цифровой техникой - математики, математической логики, теории автоматов и других кибернетических дисциплин способствуют обогащению диалектико-материалистического взгляда на мир.  [14]

Очевидно, что такой подход отображает наше естественное, интуитивное представление об акте познания. Это хорошо показано в методологическом анализе понятия информации, проведенном А. В качестве отправной точки Моль берет определение информации, которое дал Маккей ( предложивший некоторую номенклатуру теоретико-информационных понятий): в наиболее общем смысле информация есть то, что прибавляет нечто повое к некоторому имеющемуся представлению. Этот исходный пункт связан, конечно, с некоторой схемой передачи сообщений, очерченной, например, К. Тогда значимость ( инфорума-т и в и о с т ь) сообщения для адресата окажется связанной с его непредвиденностью, неожиданностью или, как еще говорит А. Моль, оригинальностью: степень последней и может служить мерой количества информации. Тем самым измерение информации представляется в вероятностных терминах: то, что мало вероятно и поэтому трудно предвидеть, содержит большое количество информации, а что в высокой степени вероятно - предвидимо и обладает малым количеством информации.  [15]



Страницы:      1    2