Cтраница 2
Кроме того, все стыки после просвечивания покрывают резервно-предохранительными муфтами, которые не должны воспринимать основных нагрузок, возникающих в стыках в период строительства и эксплуатации. В случае полного разрыва стыка или образования в нем трещины муфта должна полностью воспринять все нагрузки и обеспечить плотность соединения, полностью заменив стык. При изгибе, неизбежно возникающем во время укладки трубы и ее эксплуатации, муфты, создавая местную дополнительную жесткость, препятствуют изгибу трубопровода на сварных стыках. [16]
Распределение повреждений по видам ( в %. [17] |
Разрывы поперечных сварных стыков имеют ширину 1 - 5 мм и самую различную длину. Иногда встречаются случаи полного разрыва стыка со смещением кромок трубы. [18]
Полный разрыв стыка из-за некачественной сварки. [19] |
Разрывы кольцевых ( поперечных) сварных стыков обычно имеют небольшую ширину ( 1 - 5 мм) и самую различную длину по образующей. Одним из примеров полного разрыва стыка эксплуатируемого трубопровода может служить случай на трубопроводе Уфа-Омск диаметром 377 мм. Сварка этого трубопровода была выполнена газопрессовым способом. Осевое смещение разъединенных трубопроводов составило 35 - 40 мм, радиальное ( поперечное) смещение 45 - 50 мм. Вообще полный разрыв стыков труб встречается довольно редко. [20]
Графоаналитический метод применяется в двух случаях. Первый - когда на нефтепроводе произошла авария с полным разрывом стыков труб, продольных и спиральных швов и большим выходом перекачиваемой нефти или нефтепродукта через повреждение. Такие аварии определяются по падению давления на насосах и увеличению расхода. Второй - когда через разрывы вытекает только часть перекачиваемой нефти, а остальная поступает на конечный пункт нефтепровода. В этом случае на профиле строят две линии гидравлического уклона: одну по производительности от предыдущей НПС до места разрыва, другую - по поступлению нефти на последующую НПС. Точка пересечения их указывает наиболее вероятное место повреждения нефтепровода. [21]
Стыки, имеющие значительные дефекты, разрушаются обычно в 1 год эксплуатации. Сосредоточение деформации в сварных стыках и приводит со временем к образованию трещин или полному разрыву стыков. Поэтому стыки разрушаются не только за 1 год эксплуатации трубопровода, НО и в последующие годы; при этом особенно часто разрушение стыков наблюдается в наиболее суровые зимы вследствие возникновения в трубах особо больших дополнительных растягивающих усилий. [22]
Наличие на щите диспетчера дистанционных самопишущих приборов облегчает наблюдение за параметрами газа и дает возможность быстро обнаружить нарушение заданного технологического режима газопередачи, а также выявить ненормальности в балансе газа, который представляет собой алгебраическую сумму количеств газа: полученного с промыслов, переданного потребителям, израсходованного на собственные нужды в районах и потерянного через неплотности и другие утечки. Кроме дистанционных приборов, на трассе магистральных газопроводов получают распространение приборы, сигнализирующие о падении давления газа ниже заданных величин, а также приборы автоматического закрытия магистральных задвижек для отключения участка газопровода при частичном или полном разрыве стыков труб. [23]
В [29] приведен интересный, также основанный на большом фактическом материале анализ двух групп повреждений газопроводов, носящих аварийный характер, а именно разрывов стыков газопроводов и коррозионных повреждений. Убедительно показана зависимость количества повреждений от качества производства работ, в связи с чем число отказов на газопроводах, уложенных после 1951 г., значительно ниже, чем на газопроводах более ранних лет укладки. Однако некоторые выводы статьи представляются излишне категоричными. Спорным кажется и утверждение, что к отказу может привести только полный разрыв стыка газопровода. [24]
Дефекты сварных соединений могут образоваться в процессе неравномерного охлаждения расплавленного металла шва и раскаленной околошовной зоны газопровода, вызывающего возникновение остаточных напряжений в сварном шве. Трещина в сварном соединении как компенсатор воспринимает напряжение, имевшееся в газопроводе в результате воздействия внутренних и внешних сил. Этим в основном объясняется тот факт, что дальнейшего поллого разрыва стыка не наблюдается. Характер дефектов сварных соединений на подземных газопроводах показывает, что при разрушениях сварных соединений на прямолинейных участках газопроводов, когда в обе стороны от поврежденного шва на расстоянии 150 - 200 мм не имеется отводов, поворотов и других компенсирующих устройств, наблюдается полный разрыв стыка. На дворовых и внутриквартальных газопроводах низкого давления, имеющих достаточно разветвленный характер и большое количество поворотов и отводов, основным дефектом являются трещины, а е полный разрыв стыков. Такие повреждения трудно выявить своевременно, и они могут являться источниками длительной утечки газа, а вследствие этого газ может проникнуть в подвалы зданий и другие подземные сооружения или в коммуникации. [25]
Разрывы кольцевых ( поперечных) сварных стыков обычно имеют небольшую ширину ( 1 - 5 мм) и самую различную длину по образующей. Одним из примеров полного разрыва стыка эксплуатируемого трубопровода может служить случай на трубопроводе Уфа-Омск диаметром 377 мм. Сварка этого трубопровода была выполнена газопрессовым способом. Осевое смещение разъединенных трубопроводов составило 35 - 40 мм, радиальное ( поперечное) смещение 45 - 50 мм. Вообще полный разрыв стыков труб встречается довольно редко. [26]
Большинство из этих повреждений является следствием различного рода деформаций подземных газопроводов, которым подвергаются в основном сварные соединения труб, что приводит к трещинам или разрывам стыков. Основной причиной таких механических повреждений является некачественная сварка. Дефекты сварных соединений могут образоваться в процессе неравномерного охлаждения расплавленного металла шва и раскаленной околошовной зоны газопровода, вызывающего возникновение остаточных напряжений в сварном шве. Трещина в сварном соединении как компенсатор воспринимает напряжение, имевшееся в газопроводе в результате воздействия внутренних и внешних сил. Этим в основном объясняется тот факт, что дальнейшего полного разрыва стыка не наблюдается. Характер дефектов сварных соединений на подземных газопроводах показывает, что при разрушениях сварных соединений на прямолинейных участках газопроводов, когда в обе стороны от поврежденного шва на расстоянии 150 - 200 мм не имеется отводов, поворотов и других компенсирующих устройств, наблюдается полный разрыв стыка. На дворовых и внутриквартальных газопроводах низкого давления, имеющих достаточно разветвленный характер и большое количество поворотов и отводов, основным дефектом являются трещины, а не полный разрыв стыков. Такие повреждения трудно выявить своевременно, и они могут являться источниками длительной утечки газа, а вследствие этого газ может проникнуть в подвалы зданий и другие подземные сооружения или в коммуникации. [27]
Дефекты сварных соединений могут образоваться в процессе неравномерного охлаждения расплавленного металла шва и раскаленной околошовной зоны газопровода, вызывающего возникновение остаточных напряжений в сварном шве. Трещина в сварном соединении как компенсатор воспринимает напряжение, имевшееся в газопроводе в результате воздействия внутренних и внешних сил. Этим в основном объясняется тот факт, что дальнейшего поллого разрыва стыка не наблюдается. Характер дефектов сварных соединений на подземных газопроводах показывает, что при разрушениях сварных соединений на прямолинейных участках газопроводов, когда в обе стороны от поврежденного шва на расстоянии 150 - 200 мм не имеется отводов, поворотов и других компенсирующих устройств, наблюдается полный разрыв стыка. На дворовых и внутриквартальных газопроводах низкого давления, имеющих достаточно разветвленный характер и большое количество поворотов и отводов, основным дефектом являются трещины, а е полный разрыв стыков. Такие повреждения трудно выявить своевременно, и они могут являться источниками длительной утечки газа, а вследствие этого газ может проникнуть в подвалы зданий и другие подземные сооружения или в коммуникации. [28]
Большинство из этих повреждений является следствием различного рода деформаций подземных газопроводов, которым подвергаются в основном сварные соединения труб, что приводит к трещинам или разрывам стыков. Основной причиной таких механических повреждений является некачественная сварка. Дефекты сварных соединений могут образоваться в процессе неравномерного охлаждения расплавленного металла шва и раскаленной околошовной зоны газопровода, вызывающего возникновение остаточных напряжений в сварном шве. Трещина в сварном соединении как компенсатор воспринимает напряжение, имевшееся в газопроводе в результате воздействия внутренних и внешних сил. Этим в основном объясняется тот факт, что дальнейшего полного разрыва стыка не наблюдается. Характер дефектов сварных соединений на подземных газопроводах показывает, что при разрушениях сварных соединений на прямолинейных участках газопроводов, когда в обе стороны от поврежденного шва на расстоянии 150 - 200 мм не имеется отводов, поворотов и других компенсирующих устройств, наблюдается полный разрыв стыка. На дворовых и внутриквартальных газопроводах низкого давления, имеющих достаточно разветвленный характер и большое количество поворотов и отводов, основным дефектом являются трещины, а не полный разрыв стыков. Такие повреждения трудно выявить своевременно, и они могут являться источниками длительной утечки газа, а вследствие этого газ может проникнуть в подвалы зданий и другие подземные сооружения или в коммуникации. [29]
Большинство из этих повреждений является следствием различного рода деформаций подземных газопроводов, которым подвергаются в основном сварные соединения труб, что приводит к трещинам или разрывам стыков. Основной причиной таких механических повреждений является некачественная сварка. Дефекты сварных соединений могут образоваться в процессе неравномерного охлаждения расплавленного металла шва и раскаленной околошовной зоны газопровода, вызывающего возникновение остаточных напряжений в сварном шве. Трещина в сварном соединении как компенсатор воспринимает напряжение, имевшееся в газопроводе в результате воздействия внутренних и внешних сил. Этим в основном объясняется тот факт, что дальнейшего полного разрыва стыка не наблюдается. Характер дефектов сварных соединений на подземных газопроводах показывает, что при разрушениях сварных соединений на прямолинейных участках газопроводов, когда в обе стороны от поврежденного шва на расстоянии 150 - 200 мм не имеется отводов, поворотов и других компенсирующих устройств, наблюдается полный разрыв стыка. На дворовых и внутриквартальных газопроводах низкого давления, имеющих достаточно разветвленный характер и большое количество поворотов и отводов, основным дефектом являются трещины, а не полный разрыв стыков. Такие повреждения трудно выявить своевременно, и они могут являться источниками длительной утечки газа, а вследствие этого газ может проникнуть в подвалы зданий и другие подземные сооружения или в коммуникации. [30]