Личностное знание - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Дипломатия - это искусство говорить "хоро-о-ошая собачка", пока не найдешь камень поувесистей. Законы Мерфи (еще...)

Личностное знание

Cтраница 1


Личностное знание в рамках настоящего исследования может быть противопоставлено знанию, не являющемуся таковым, то есть знанию безличностному или знанию антиличностному. Представляется, что все виды знания необходимы в познании. Знание антиличностное, то есть знание, максимально очищенное не только от психологического остатка, неизбежно продуцируемого при его формировании первооткрывателем этого знания, но и от отпечатка, также неизбежно накладываемого конкретной исторической эпохой, близкое методологически к понятию информации, наиболее удобно для консервирования в любом виде посредством самых современных компьютерных технологий в целях дальнейшего применения в исторической перспективе развития познавательной деятельности человечества.  [1]

Полани в своей работе Личностное знание, хотя и отдает дань при этом и естественным наукам.  [2]

Полани, можно назвать только личностное знание, не отягощенное какими-либо исторически относительными нормами и предрассудками, а часто идущее вразрез с ними, и адекватно выражающее внеисторическую и внесоциальную рациональность окружающего нас мира. Знание, объективное в традиционном понимании, то есть знание всеобщее, можно рассматривать как видимую верхушку скрытого айсберга всего знания, которым обладает личность, то есть как вершину всего личностно-индивидуально комплекса неявного знания. Поэтому представляется, что крайне интересным и важным для философии науки должно быть изучение вопросов о взаимосвязях неявного и явного знания конкретной личности, о возможности эволюции неявного знания в явное, а также вопрос о путях такой эволюции. Эти вопросы, в основном применительно к математической науке, представляются важнейшими и для настоящего исследования.  [3]

В этой связи понятно, что, несмотря на научно-технический прогресс, несмотря на информатизацию и компьютеризацию, личность преподавателя, обладающего личностным знанием и уникальным опытом, всегда будет иметь первостепенное значение в обучении, поскольку возможен только личностный путь передачи опыта научного познания. Это необходимо, особенно в аспекте соединения книжной теории с личностной практикой, в частности для практического освоения математики. Представляется, что личностно-индивидуальный комплекс неявного знания служит, во-первых, средством трансляции неявных элементов научной теории и практических приемов ее применения от субъекта к субъекту в рамках единого поколения; во-вторых, средством трансляции таковых от поколения к поколению, что осуществляется на основе социокультурного элемента личностно-индивидуального комплекса неявного знания. Полученные в параграфе выводы в дальнейшем здесь будут применены к исследованию вопросов становления математической теории.  [4]

Это - личное знание пациента, которым врач не обладает и которое он может получить лишь в результате внимательного и заинтересованного расспроса. Однако этим личностное знание пациента не ограничивается.  [5]

Полани отмечает, что далеко не все знание можно назвать личностным, иначе все наши изыскания сведутся к наклеиванию нового ярлыка на старые понятия ( там же, с. Полани противопоставляет личностному знанию знание всеобщее, теоретическое знание из учебников, не связанное с личностно-индивидуальным комплексом неявного знания конкретной личности, не соединенное с ее практической деятельностью.  [6]

Рынок обеспечивает синтез высоко абстрактной информации с предельно конкретной. Каждый индивидуум, располагая абстрагированной ценовой информацией, характеризующей состояние системы в целом, с одной стороны, и уникальным, личностным знанием специфических обстоятельств времени и места - с другой, имеет возможность вписаться в общий порядок, предпринять те действия, которые обеспечат ему наибольший выигрыш в производительности.  [7]

Проблема координации в масштабе всего общества имеющейся у индивидуальных агентов неявной информации о конкретных обстоятельствах времени и места приобретает поэтому решающее значение. Лучше всего, по убеждению Хайека, справляется с этой задачей рынок. По сравнению с личностным знанием, она носит качественно иной - обобщенный интегрированный - характер. Ее объект - система, взятая как единое целое.  [8]

Обучение, направленное на передачу знаний, становится неэффективным. Гораздо более важным оказывается формирование у человека таких личностных знаний и способностей, которые делают для него посильной самостоятельную ориентацию в мире знаний и умений.  [9]

Только что мы показали, что все эти атрибуты неявного знания вполне возможно связать со свойствами эвристической интуиции. Полани уделяет рассмотрению понятия интеллектуальной самоотдачи, которое более подробно разбиралось в предыдущем параграфе. В самом эвристическом процессе атрибуты неявного знания слиты воедино, а их разделение - всего лишь гносеологический прием, позволяющий подробнее и глубже исследовать понятие неявного знания, а также выявить связи личностного знания и эвристической интуиции.  [10]

Другой характерный пример дает история с открытием Коперника. Его открытие гелиоцентричной системы было опубликовано в 1543 г. За последующие 350 лет было издано 2330 книг по астрономии, из которых только 180 можно отнести к коперниковскому направлению. А в 1600 г. за сходные взгляды был сожжен Джордано Бруно. Поланьи, приводя этот пример в своей книге Личностное знание, подчеркивает необходимость соответствующей готовности среды, неявного согласия, взаимного притяжения братьев по разуму, для того чтобы интеллектуальное открытие было принято.  [11]

Рынок понимается Хайеком как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. Поэтому в основе его подхода лежит специфическая трактовка природы человеческих знаний. Человек всегда знает больше, чем он может высказать и даже осознать. Если сравнить человеческое знание с айсбергом, то видимую его часть будет составлять информация, которая может быть выражена и передана в логико-вербальной форме. Подводную же часть образует неявное, неартикулируемое личностное знание, по природе своей не поддающееся формализации.  [12]

Либералы не отрицают планирование вообще, они за такое планирование, которое предполагает разушый выбор типа организации общества, применения прогнозирования в планировании общих дел. Либералы считают, что субъект, наделенный властью, должен заботиться с создании условий, любилизующкх знание и инициативу индивидов, которые сада осуществляют планирование своей деятельности; а что конкуренция является лучшим способом управления деятельностью индивидов. Рыночная конкуренция выступает процедурой по выявлению, координированию и применению личностного знания, рассеянного среди миллионов индивидов.  [13]

Хайек явно преувеличивает информационные возможности рынка. Во-первых, собственно ценовую информацию никак нельзя признать исчерпывающей. Помимо нее, участники хозяйственного процесса нуждаются в регулярных данных о качественных характеристиках и физических объемах продукции у своих ближайших конкурентов в отрасли. Во-вторых, ценовая информация может содержать шум и потому давать ложные сигналы о предпочтительном направлении ресурсов. Из-за того, что она синтезирует воздействия множества факторов, ее интерпретация сопряжена с большими ошибками. Личностное знание, имеющееся у индивидуальных агентов, далеко не всегда экономически наиболее значимо.  [14]

Кеннеди и других президентов-демократов, то есть со стремлением к ( кшьшему равенству и всеобщему благосостоянию, а следовательно, - с усилением экономической рол и государства. Фридмен в книге Капитализм и свобода ( 1962), последняя интерпретация лишает понятие либерализм его первоначального ммсла. Хайека, кшорый, будучи крайним либералом и консерватором, тем не менее цонольно критично настроен к неоклассическим постулатам. Хайек, и частности, отвергает не только макроэкономику ( с его точки зрения, микроэкономические величины - не более чем статистические функции), но и эконометрию и вообще применение математики в экономи-чп-ком анализе. По его мнению, информация, доступная для выражения и логико-вербальной форме, составляет очень небольшую часть экономических знаний. Большая часть заключена в неявном личностном знании индивидуумов, не поддающемся формализации. Хайек, да и вся неоавстрийская школа в целом, весьма скептически и шосятся к математизированным, абстрактным моделям, составляющим не попу современной неоклассики.  [15]



Страницы:      1