Cтраница 2
Вместе с тем, в представленной методологии приводятся сформулированные законы функционирования и развития систем как фундаментальные знания. Кроме этого, научное значение определяется гибкостью представленной методологии, обеспечивающей решение прикладных задач в самых различных областях знаний и деятельности, а не конкретно только в одной области. [16]
Всякое новое, оригинальное, развивающееся в науке и особенно в обучении требует непременной опоры на фундаментальные знания - основополагающую систему закономерных знаний. Без глубокого изучения и понимания фундаментальных научных дисцип - j лин высшей школы, которые характеризуются достаточной стабильностью своих оснований, невозможна осознанная, целенаправленная учебная деятельность студентов. Все новое в науке, исходя из принципа соответствия, приходя на смену старому, не отменяет его, а исходит из него, видоизменяет и дополняет его, особенно если это старое зиждется на тех же законах, что и новое. [17]
Очевидно, конечная цель этого развития - новые высокоэффективные вещества и материалы, методы синтеза которых могут обеспечить новые фундаментальные знания. [18]
Тем не менее преподавание математики в МФТИ удалось поставить таким образом, что все студенты, как правило, приобретают достаточно высокую математическую культуру и фундаментальные знания, позволяющие им в случае надобности овладеть дополнительными знаниями по математике, необходи - мыми для их дальнейшей работы. [19]
Международный банковский институт - одно из первых негосударственных высших учебных заведений России - за десять лет своего существования подготовил уже сотни квалифицированных специалистов, с успехом применяющих на деле фундаментальные знания и практические навыки, полученные в годы учебы. Опираясь на богатый отечественный и зарубежный опыт в разработке программ обучения, широко используя возможности международного сотрудничества и привлекая к преподаванию ведущих ученых и профессионалов-практиков, институту удалось наглядно продемонстрировать большие возможности совершенствования образовательной системы за счет дальнейшего развития ее коммерческого сектора. [20]
Функции проблемного обучения таковы, что, реализуясь на части учебного материала, оно приводит к перестройке в сознании интеллектуального развития субъекта всех других знаний и умений, каким бы путем они ни были приобретены. Основные фундаментальные знания неизбежно приходится сообщать учащимся, разъяснять им вне проблемного обучения; значительную часть способов деятельности [ необходимо показать и закрепить тренировкой, упражнениями. И только определенная часть знаний и способов деятельности, умело и обоснованно отобранная, становится объектом проблемного обучения. [21]
Очевидно одно: студент должен хорошо усвоить фундаментальные знания теоретических основ каждой дисциплины, и в современных условиях особенно - экономические, что позволит ему быстрее ориентироваться в мире предпринимательства и бизнеса. Имея фундаментальные знания по основным дисциплинам, студент должен прежде всего научиться самостоятельно работать, а далее, используя свои знания, уметь оперативно адаптироваться к реальным условиям жизни. [22]
Результатом происходящего осмысления должен стать новый подход к организации процесса передачи и усвоения знаний. При этом фундаментальные знания могут быть полноценно усвоены лишь как элементы адекватной этим знаниям деятельности. [23]
Опыт подготовки специалистов высшей квалификации показывает, например, что содержание развивающихся прикладных наук стареет быстрее, чем фундаментальных основополагающих областей знаний. К тому же фундаментальные знания обеспечивают широту приложения прикладных наук. Поэтому значительное и преимущественное внимание в подготовке специалистов в наше время уделяется изучению общих фундаментальных дисциплин. Сюда относятся общетеоретические и общетехнические дисциплины, обеспечивающие научную основу для изучения специальных дисциплин профессионального цикла. Соответственно система высшего образования требует соблюдения двух ступеней изучения учебных дисциплин: на первых курсах в основном изучаются дисциплины общенаучного и общетехнического цикла, на старших курсах осуществляется в большей мере специальная научная и профессиональная подготовка. [24]
С 1996 года кафедра переходит на универсальный учебный план, который составлен с учетом специфики нефтяного технического университета и одобрен УМО университетов по геологическому образованию. В соответствии с этим планом выпускники получают фундаментальные знания как в области полевой, так и промысловой геофизики, сохраняется большой объем цикла общетехнических дисциплин, увеличивается число геологических и гуманитарных дисциплин. [25]
На рис. 1.2 схематически показана роль изобретения в человеческом познании. На вертикальной оси отложена степень фундаментальности знаний: внизу - фундаментальные знания, вверху - более поверхностные, практические. [26]
Итак, какими же должны быть химики будущего. Они должны сочетать в себе строгую деловитость с революционным размахом, фундаментальные знания с творческой фантазией, педантичную точность с торопящей вперед готовностью к риску. Развитое социалистическое общество не построят те специалисты, которые говорят: Это мы сделали так-так и будем делать всегда. Нет, лозунгом трудящихся в науке ли, производстве, организации или управлении должно стать: Этого еще никто не делал-попробуем сделать мы. Ну, а то, что выполнять намеченное они станут не по звездам, а по надежным указаниям науки-это понятно само собой. Вот тогда путь в третье тысячелетие, на котором нашим верным помощником служит химия, будет успешным для всех нас. [27]
Главной целью физика-исследователя является открытие новых физических явлений и законов. В связи с этим для студентов-физиков важны лабораторные работы, которые углубляют их фундаментальные знания, позволяют как бы заново открывать законы данного раздела физики, и, конечно, отрабатывать технику эксперимента. [28]
Чтобы получить полезную комбинацию наиболее экономичным путем, чем это делается в настоящее время, необходимо иметь фундаментальные знания по совместному действию активных ингредиентов. Эта относится к созданию смесей как из числа уже имеющихся активных веществ, так и тех, которые будут появляться. Знания такого рода позволили бы по крайней мере выбрать одни комбинации, заслуживающие испытаний, и отвергнуть другие, не проводя испытаний. [29]
Так, например, в Московском физико-техническом институте, который готовит инженеров-физиков в различных областях современной науки и техники ( несколько лет назад в МФТИ был, кроме того, создан факультет управления и прикладной математики), изучение математики для большей части студентов является не самоцелью, а неизбежной необходимостью, обусловленной тем, что математические методы играют большую роль при изучении физических явлений. Тем не менее преподавание математики в МФТИ удалось поставить таким образом, что все студенты, как правило, приобретают достаточно высокую математическую культуру и фундаментальные знания, позволяющие им в случае надобности овладеть дополнительными знаниями по математике, необходимыми для их дальнейшей работы. [30]