Знатность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Опыт - это замечательная штука, которая позволяет нам узнавать ошибку, когда мы опять совершили ее. Законы Мерфи (еще...)

Знатность

Cтраница 2


Ныне в пределах границ народ и те, кто имеет казенные должности и ранги знатности, видят, что должности и ранги знатности можно получить у двора при помощи ловких речей и [ пустых ] рассуждений. Добиться казенных должностей и рангов знатности обычным путем невозможно. Поэтому, входя [ во дворец ], обманывают правителя, [ говоря угодные ему речи ], а покидая [ дворец ], помышляют лишь о собственной выгоде. Стремясь извлечь выгоду, [ они ] торгуют своей властью [ наживаясь за счет ] нижестоящих. Когда обманывают правителя, [ говоря угодные ему речи ], и помышляют лишь о своих собственных интересах, это не приносит никакой выгоды государству; те, кто так поступает, делают это ради рангов знатности и жалованья. Те, которые торгуют своей властью, [ наживаясь за счет ] нижестоящих, не являются преданными чиновниками; те, кто так поступает, делают это, домогаясь подарков. Поэтому все низшие чиновники, стремящиеся получить повышение по службе, говорят: Если мы [ пошлем ] много подарков, то сможем мечтать о высоких казенных должностях. Они также говорят: Домогаться повышения, не услужив подарками вышестоящим, все равно что использовать кота как приманку для крыс, что совершенно безнадежно. Домогаться повышения, угождая вышестоящим честной службой, все равно что измерять прямизну кривой доски с помощью разорванного отвеса.  [16]

Событие бьшо не новостью в своем роде для русских: вес прежние пари вы-бирали себе жен из подданных и даже не смотрели на знатность или незнатность рода невесты. Род князей Долгоруковых был притом знатен и даже доставлял уже в царскую семью невест. Слушавшие заявление государи о предстоящем брачном союзе шепотом говорили между собою: Шаг смелый, да опасный.  [17]

Издавались даже сборники предсказаний, в которых можно было прочесть такие откровения: широколицый тщедушный человек будет счастлив; удел человека, не наклоняющего голову при ходьбе - бедность; обладатель блестящих глаз достоин уважения; женщине, имеющей необычно большие белки глаз, суждено убить мужа; человека с собачьим носом ожидает долголетие, а с лошадиным ртом - гибель от голода; широкоротым уготована счастливая судьба: богатство и знатность.  [18]

Знатность происхождения и власть над зависимыми людьми вооруженных сеньоров уступает место маркировке людей по богатству и собственности. В современных информационных обществах наблюдатели отмечают сосуществование и переплетение нескольких, если и неравнозначных, то относительно автономных систем неравенства ( или иерархии): власти, собственности, престижа.  [19]

Богатство воплощает знатность, могущество, мудрость, доблесть и удачу своего владельца и поэтому неотделимо от него, оно всегда имеет имя. Именно как знак этих качеств владельца, оно имело смысл. Особо выраженным такое отношение к богатству было в варварских обществах. Поэтому, как свидетельствуют историки, богатые клады викингов и древних германцев часто служили не для временного сокрытия сокровищ от разграбления и врагов, а для того чтобы сделать их недоступными для людей вообще, то есть неотчуждаемыми от владельца даже после его смерти. Подтверждением этому является так называемое болотное серебро - североевропейские клады периода раннего средневековья, спрятанные на дне непроходимых болот.  [20]

Возникло оно лишь на рубеже XV-XVI вв. Учитывалась не абстрактная знатность, а службы предков и родственников. Если некогда один служилый человек был подчинен другому, то и их дети, и племянники, и внуки всегда должны были находиться в том же соотношении. Бояре и дворяне создавали длинные цепочки местнических случаев ( прецедентов) типа: А был меньше моего отца, его племянник был равен Б, его младший брат был меньше В, а тот был меньше твоего отца. Поэтому было опасно пропустить невместное назначение: создавался плохой для всего рода прецедент, поруха роду. Хотя местничество и давало аристократии некоторые гарантии сохранения ее господствующего положения, оно вместе с тем выдвигало те роды, которые издавна и верно служили великим князьям московским. Однако решение местнических дел было очень сложным: против одной цепочки случаев при желании выдвигалась другая.  [21]

Для мудрого правителя важно, чтобы ранги знатности давались лишь за дела. Когда ранги знатности даются за дела, то воздается почет людям. Но если [ ранги ] не почетны, люди не будут стремиться к ним. Когда ранги не прославляют людей, люди теряют интерес к ним. Когда ранги доступны, люди не ценят их.  [22]

Ныне в пределах границ народ и те, кто имеет казенные должности и ранги знатности, видят, что должности и ранги знатности можно получить у двора при помощи ловких речей и [ пустых ] рассуждений. Добиться казенных должностей и рангов знатности обычным путем невозможно. Поэтому, входя [ во дворец ], обманывают правителя, [ говоря угодные ему речи ], а покидая [ дворец ], помышляют лишь о собственной выгоде. Стремясь извлечь выгоду, [ они ] торгуют своей властью [ наживаясь за счет ] нижестоящих. Когда обманывают правителя, [ говоря угодные ему речи ], и помышляют лишь о своих собственных интересах, это не приносит никакой выгоды государству; те, кто так поступает, делают это ради рангов знатности и жалованья. Те, которые торгуют своей властью, [ наживаясь за счет ] нижестоящих, не являются преданными чиновниками; те, кто так поступает, делают это, домогаясь подарков. Поэтому все низшие чиновники, стремящиеся получить повышение по службе, говорят: Если мы [ пошлем ] много подарков, то сможем мечтать о высоких казенных должностях. Они также говорят: Домогаться повышения, не услужив подарками вышестоящим, все равно что использовать кота как приманку для крыс, что совершенно безнадежно. Домогаться повышения, угождая вышестоящим честной службой, все равно что измерять прямизну кривой доски с помощью разорванного отвеса.  [23]

Хорошо разбираться в том ], что любят люди и что ненавидят, - основа наград и наказаний. Природные чувства человека таковы: он любит ранги знатности и жалованье и ненавидит казни и наказания.  [24]

Он говорил: Как может человек не стремиться к богатству и знатности.  [25]

В древности, еще до того как появились правители и сановники, высшие и низшие, не было порядка меж людьми и никто не управлял ими. Поэтому совершенномудрые разделили людей на знатных и простых, установили ранги знатности и должности, ввели наименования и титулы, дабы можно было отличить правителя от сановников, высших от низших. Так как земли были обширны, люди - многочисленны, дела - неисчислимы, то [ совершенно-мудрые ] разделили управление [ с. Поскольку люди были многочисленны, возникли разврат и порок, поэтому ввели законы и установления, дабы можно было определять меру [ преступлений ] и пресекать их.  [26]

Курбский, хотя и допускает всенародных человек к участию в управлении, остается аристократом. Даже жертвы опричного террора в его Истории расположены в соответствии с их знатностью.  [27]

Так, было отменено местничество ( порядок замещения должностей в войске в зависимости от знатности воевод) на время походов.  [28]

Как солнце, она не делает различия между добрыми и злыми. Она не говорит: Я буду любить этого человека, потому что так правильно, или: Я буду любить этого человека, потому что взамен смогу получить знатность и богатство. Когда мы позволяем любви находить выражение через нас, как нашему естественному состоянию, она автоматически изливается на все, что нас окружает. Подобно тому, как фотосинтез - это процесс, с помощью которого солнце и растения совместно производят пищу, в нас происходят перемены и любовь преображает нашу жизнь. Любовь становится пищей для нас самих и для окружающих. Когда мы даем энергии любви наполнить нас, то не менее важно позволить этой энергии изливаться наружу.  [29]

Звание, связанное с высоким и почетным общественным положением в дореволюционной России. Гордый знатностью и древ-ностию рода, Присвоить он себе мечтает царский сан.  [30]



Страницы:      1    2    3    4