Аквинат - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Жизнь, конечно, не удалась, а в остальном все нормально. Законы Мерфи (еще...)

Аквинат

Cтраница 1


Аквинат выделяет далее несколько видов закона. Это вечный закон, естественный закон, закон человеческий, закон божественный и закон греховного побуждения ( Ibid. Рассмотрим вкратце эти виды.  [1]

Аквинат выдвигает пять доводов ( или способов, путей) в подтверждение положения о существовании Бога.  [2]

Отсюда Аквинат переходит к характеристике естественного закона ( Ibid. Естественный закон диктуется разумом, но он есть также некое совокупное предрасположение человека ( habitus) ( см.: Ibid. К естественному закону относится то, к чему естественным образом склоняется человек, причем наиболее характерна для человека склонность действовать согласно разуму ( Ibid.  [3]

Рассматривая проблему соотношения общего и единичного ( проблему универсалий), Аквинат выдвигает своеобразное ее решение. Общее, утверждает он в соответствии с позицией Аристотеля, содержится в единичных вещах, составляя, таким образом, их сущность.  [4]

Возможно ли знание вечного закона. Аквинат отвечает на это так: все познается либо само по себе, либо по некоторому действию, им оказываемому.  [5]

Его философия - теологический догматизм - в своей основе содержала искаженное и приспособленное к требованиям церкви учение Аристотеля и была направлена на сохранение и упрочение власти католической церкви, строя общественного неравенства и эксплуатации. В конце XIX века по повелению папы Льва XIII учение Фомы Аквината было признано единственной философией католической церкви. Современные реакционные философы используют учение Фомы Аквината в целях защиты капитализма.  [6]

Его философия - теологический догматизм - в своей основе содержала искаженное и приспособленное к требованиям церкви учение Аристотеля и была направлена на сохранение и упрочение власти католической церкви, строя общественного неравенства и эксплуатации. В конце XIX века по повелению папы Льва XIII учение Фомы Аквината было признано единственной философией католической церкви. Современные реакционные философы используют учение Фомы Аквината в целях защиты капитализма.  [7]

В Дигестах аналогичным образом применительно к суждениям преторов высказывается Марциан ( Дигесты, I, I, 8) [ см.: 11, 24 и прим. Аквинат добавляет сюда монарха и говорит: Судья - это живая справедливость, а монарх ( princeps) - страж ( custos) того, что справедливо.  [8]

Бэкон, Декарт, Гассенди, Гоббс и др.) выступали с критикой спекулятивных построений неосхоластов. В от-лпчне от учения Аквината, к-рое еще несло на себе следы аристотелевского эмпиризма ( Van S tо е п - 1) е г g h е n F. Ontologie, Einsiedeln1953), Cyapec н др. неосхоласты все больше изолировали фттлос.  [9]

В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, например Тертуллиан ( 160 - 222), Августин ( 354 - 430), Аквинат ( 1225 - 1274), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.  [10]

Появившиеся в Европе с XII века университеты стали центрами научных исследований, помогая установить непререкаемый научный авторитет Аристотеля. В середине XIII столетия Фома Аквин-ский осуществил синтез аристотелевской философии и христианской доктрины. Он подчеркивал гармонию разума и веры, укрепляя таким способом основы естественной теологии. В 1277 году, после смерти Аквината, архиепископ Парижский признал непригодными 219 из утверждений Фомы, содержащихся в его сочинениях. В результате была развита номиналистская доктрина ( У. Номинализм, который стремился отделить науку от теологии, стал краеугольным камнем в переопределении сфер науки и теологии позднее, в XVII веке.  [11]

Знакомство с философией средневековья показывает, с одной стороны, культурную преемственность эпох ( античности и рассматриваемого периода истории), с другой стороны, их различие, качественно новое состояние средневекового философствования. Английский историк философии Ф. Ч. Коплстон, тщательно проанализировавший труды большого числа философов средних веков, пишет следующее: Невзирая на то, в чем некоторые люди увидели бы неудачные метафизические экскурсы, средневековые философы в определенных отношениях были несомненно трезвыми мыслителями, склонными с логическому рассуждению и уверенными, что мы способны познавать реальный мир и что мы не замкнуты в круге своих собственных идей. Правда, некоторые исследователи усматривают в средневековой философии отсутствие жгучего интереса к вопросам, касающимся смысла жизни и человеческой судьбы. Однако необходимо помнить, что в средние века люди исками ответа на подобные вопросы не в философии... Когда философия стала на собственные ноги, по крайней мере некоторые философы должны были, естественно, обратить свой взор на те вопросы, на которые ранее давался ответ в рамках теологии... Тщетно было бы ожидать, что христианские теологи - такие, как Аквинат, Скот и Оккам, - обратятся к философии в поисках ответов на вопросы, на которые, как они были уверены, можно ответить только в сфере откровения и теологии.  [12]



Страницы:      1