Cтраница 1
Активность субъекта в процессе познания предполагает, как известно, творчество новых идей, новые решения, создание новых гипотез, теорий, апробировать которые предстоит новому уровню практики. Такой разрыв может быть продолжительным по времени, и наука, находящаяся на этом этапе развития, может быть квалифицирована как несозревшая для своей практической, экспериментальной проверки. [1]
Деятельность характеризует активность субъекта. Ее элементами являются: 1) предметность, обусловленная результатами прошлой деятельности, накопленным опытом и знаниями; 2) целесообразность; 3) преобразование объекта, на который она направлена, или 4) созидание нового, ранее неизвестного объекта. [2]
Акцентирование проблематики активности субъектов и неизбежности постоянного их взаимодействия и коммуникации в повседневной реальности обусловливает представление о ней как комплексе символических феноменов интереуЛъекзшвного сознания. Он служит формированию личности и ее поведения в социальном пространстве-времени. [3]
Сам же процесс познания определяется активностью субъекта, его интенциональной ( целевой) интеллектуальной деятельностью. В признании связи двух родов бытия и соответственно существенной рациональности действительности Лосский усматривал принципиальное отличие собственного интуитивизма от иррационалистического интуитивизма французского философа А. Кроме того, в метафизике Лосского утверждается существование сверхрационального, металогического бытия, которое прямо связывается им с идеей Бога. [4]
Процесс субъектно-объектного взаимодействия, в котором активность субъекта непосредственно направлена на создание материальных продуктов, является предметно-практической деятельностью. [5]
Интегральным проявлением этих факторов и может служить уровень активности субъекта в обучении, его включенности во взаимодействие с познаваемым содержанием, опосредствованным взаимодействием с преподавателем. [6]
Различие целей деятельности и целей субъекта может означать, что активность субъекта не ограничивается чисто деятельностными процессами. Сторонники концепции, универсальности деятельности могли бы утверждать, что в подобных ситуациях мы имеем дело с различными видами деятельности, в которые вовлекается субъект, и каждая из этих форм деятельности преследует свои цели. [7]
Если действительно для познания и адекватного отражения внешнего мира необходима активность субъекта, то в мозге должны быть физиологические механизмы создания субъективного образа объективного мира, обеспечивающие изменения этой активности во время процесса познания. [8]
Это означает, что способом функционирования социального механизма регулирования экономики являются активность субъектов, их деятельность и поведение в экономической и социальной сферах общества. Эта активность в свою очередь детерминируется не только названными объективными регуляторами, но и состоянием экономического сознания и мышления субъектов, их экономическими интересами и социальными стереотипами. [9]
Как показывают психологические исследования, уже на уровне простейших познавательных процессов восприятия объектов внешнего мира и регуляции элементарных сенсомоторных действий активность субъекта проявляется в полной мере. Наряду с внешним воздействием того или иного объекта на органы чувств необходим встречный процесс активности субъекта познания в виде, например, движений глаз или руки, в ходе которых совершается перевод внешних воздействий ( например речи преподавателя или текста учебника) в психический образ, в знание человека о внешнем мире. Таким образом, для понимания особенностей познавательной деятельности необходимо знание не только природы внешних раздражителей или устройства органов чувств, но и типа активности субъекта, опосредующей его связи с внешним миром. [10]
Преимущество обучающих программ в системе с применением ЭВМ состоит в том, что содержание учебно-дидактического материала само по себе не обеспечивает эффективного достижения результата, необходима также активность субъекта. ЭВМ предоставляет ведение активного диалога со студентами ( обучаемыми) в ходе учебного процесса. [11]
По сути дела, эти идеи М. С. Глазмана, касающиеся частной области психологии - - психологии творчества, могут быть сведены к более общим положениям психологической науки, к фундаментальному положению психологии о психике как деятельности, активности субъекта. И в свете этих идей оказывается, что основные пути совершенствования лекционного преподавания, предлагаемые за рубежом как случайные и ничем не объединенные эмпирические находки, сводятся к активизации познавательной активности студентов во время, до и после лекции, а сама активизация оказывается важнейшей задачей лектора. Но этот факт не подводит Дж. Уисп, обнаружившей дир-ектив-ный и недирективный стили лекции. Она особо отмечает, что познавательный интерес и активность обучаемых возрастают при правильной организации учебного материала и познавательной деятельности на занятиях. Помимо этого, специально изучая вопрос о влиянии отношений между участниками учебного процесса на познавательный интерес и активность обучаемых, Г. И. Щукина указывает, что этот вид стимуляции по количеству проявлений его на уроках и по силе своего влияния ( курсив наш. Тот факт, что в данном случае объектами изучения были школьники, а не студенты, не имеет значендя. [12]
Если предметом профессиональной деятельности являются объекты материального производства либо социальные процессы, то предмет познавательной деятельности студентов - информация есть неизвестное студенту, что превращается в знания, умения, навыки, способы деятельности, нормы отношений, все то, на что направлена активность субъекта. Переход предмет учебной деятельности - предмет профессиональной деятельности означает смену типа деятельности. [14]
Последний акцентирует внимание на активности субъекта в создании форм организации своего бытия. Такой взгляд как нельзя лучше отвечает периоду реформации общества, в котором прежние формы жизнедеятельности надломлены, а новые еще не устоялись. Именно деятельная активность людей и социальных групп будет определять эти новые формы, а исследования бюджетов времени - отличный индикатор всевозможных изменений в повседневной жизнедеятельности людей. [15]