Cтраница 3
Ломоносов указывал, что растворение может быть или чисто химическим процессом, или физическим. Химическое растворение сопровождается, как всегда при химической реакции, превращением растворимого вещества и растворителя в другие вещества; физическое растворение заключается в распределении неизмененных молекул или ионов растворяемого вещества среди молекул и ионов растворителя. [31]
Ломоносов всегда стремился применять количественный метод исследования; мера, вес и пропорция - так определяет он характер своих опытов. [32]
Ломоносов неоднократно возвращался к определению предмета химии и к перечислению важнейших задач этой науки. Интересные высказывания его имеются в Элементах математической химии, в планах работ в Химической лаборатории, в Слове о пользе химии, в набросках планов курса физической химип и в других сочинениях. [33]
Ломоносов в своих определениях химии неизмеримо шире рассматривает ее задачи, отнюдь л ограничиваясь лишь единственной аналитической или даже аналитико-синтетической целью, свойственной представителям химического искусства составления лекарств. Именно в связи с широкими задачами, которые Ломоносов ставил перед химией, он отбросил старое представление о химии как искусстве и впервые назвал химию наукой, несмотря на то, что в его время химия наукой еще не могла почитаться: не было еще известно ни одного химического закона, а химические теории только-только зарождались и стояли на уровне научных гипотез. [34]
Ломоносов фактически был первым ученым, который категорически отверг существование теплорода и развил новое, оригинальное учение о теплоте. [35]
Ломоносов развил это положение в четко сформулированный научный принцип. [36]
Ломоносов не только на частном примере доказал, что при химической реакции вес реагирующих веществ не изменяется, но впервые выразил в общей форме закон сохранения вещества ( массы) и энергии такими словами: Все перемены, в Натуре случающиеся, та. Так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте; сколько часов положит кто на бдзние, столько же сну отнимет. [37]
Ломоносов подробно говорит о кислотах, щелочах и солях и вновь возвращается к их рассмотрению в 1752 г. в конспекте курса лекций по физической химии, созданной им новой научной дисциплине. [38]
Ломоносов произвел таким образом опыт, типичный для эпохи пневматической химии. Выясняя далее причины освобождения большого количества воздуха при растворении металлов в кислоте, Ломоносов поставил ряд специальных опытов. [39]
Ломоносов уже в 1744 г. строго различает химическую реакцию растворения металлов в кислотах, которая сопровождается выделением тепла, от растворения солей в воде, протекающего с поглощением тепла. Из водных растворов соли могут быть вновь получены после выпаривания воды. [40]
Ломоносов и далее занимался разработкой способов изготовления красок, особенно - берлинской лазури, импортировавшейся в Россию и дорого ценившейся. Краски эти в четырех бумажках были вновь отправлены в Академию художеств на испытание. [41]
Ломоносов, который был непримиримым противником концепции существования невесомых флюидов, еще в молодости теоретически опроверг этот вывод Бойля. Придавая важное значение разоблачению ошибки Бойля и несмотря на противодействие академиков, Ломоносов резко и отчетливо высказал свое отношение к мнению знаменитого ученого. По-видимому, он неоднократно собирался проверить опыт Бойля и экспериментально доказать необоснованность его вывода. [42]
Ломоносов не был удовлетворен качеством рефлекторов Ньютона и Грегори. [43]
Ломоносов считал, что окружающая движущуюся планету тяго-тительпая материя отстает от нее, в результате чего сила тяжести в той части планеты, которая обращена вперед, по орбите больше, чем на обратной. Для доказательства своей гипотезы он должен был обнаружить изменения силы тяжести в разное время суток. Но независимо от этой гипотезы наблюдения Ломоносова должны были бы дать ценный материал для изучения приливообразующпх сил, если бы чувствительность приборов была достаточной. [44]
Ломоносов ссылается здесь на Хр. Вольфа и его книгу Начальная философия, или онтология, изложенная научным методом, содержащая основы всякого человеческого познания ( Chr. Второе издание этой книги ( Franct urti et Lipsiae, 1735) имелось у Ломоносова ( см. А. [45]