Cтраница 3
Характерной особенностью нашего мышления является создание и развитие высших форм отражения действительности, которые присущи только человеку. Постоянное влияние внешней среды в процессе ее преобразования, общественный опыт - все это суммируется, анализируется в процессе обработки информации, которая переходит в знания, в понимание окружающей действительности в обобщенных формах мышления. [31]
Характерной особенностью нашего мышления является создание и развитие высших форм отражения действительности, которые присущи только человеку. Постоянное влияние внешней среды, общественный опыт - все это суммируется, анализируется в процессе обработки информации, которая переходит в знания, в понимание окружающей действительности в обобщенных формах мышления. [32]
Высшей ступенью этого процесса является возникновение и становление психической формы отражения действительности. Такой качественный скачок в отражении связывается с возникновением самостоятельной силы регулирования и характеризуется как биологический обмен веществ. [33]
Кроме того, теория химического строения как наилучшее для своего времени отражение действительности не могла возникнуть до выработки правильных представлений об атоме и молекуле. В середине 50 - х годов еще не было общепризнанных критериев для определения атомных весов и в химии господствовали эквиваленты. [34]
В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями ( или уровнями, этапами) познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное - это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. С нашей точки зрения, такое представление более адекватно реальной структуре познавательной деятельности, однако оно нуждается в дальнейшей конкретизации и терминологическом уточнении. При таком подходе не замечается еще один, притом исходный уровень познания - живое созерцание; этот этап познания оказывается не выделенным из эмпирического. Между тем живое созерцание имеет место при обыденном и художественном познании, в то время как эмпирический уровень характерен только для особого вида познавательной деятельности - научного познания. Да и научное познание невозможно без опоры на живое созерцание. Онтологическим коррелятом живого созерцания выступает сфера явлений ( как проявлений сущности), а коррелятом эмпирического и теоретического соответственно фрагменты сущности и целостная сущность познаваемых предметов. [35]
Моделирование представляет собой один из основных методов познания, является формой отражения действительности и заключается в выяснении или воспроизведении тех или иных свойств реальных объектов, предметов и явлений с помощью других объектов, процессов, явлений, либо с помощью абстрактного описания в виде изображений, схем, совокупности уравнений, алгоритмов и программ. [36]
Уровень тематического ( и в определенной мере микротемного) высказывания характеризуется опосредствованно-логическим отражением действительности, так как предмет высказывания этого уровня представляет собой структуру предметов высказывания более мелких уровней. Если предмет субстанциального высказывания может быть соотнесен с определенным денотатом, а предмет ситуативного высказывания - с их совокупностью, очерченной рамками какой-либо ситуации, то предмет тематического высказывания является логической абстракцией, он может быть раскрыт только через предметы ситуативных и субстанциальных высказываний. [37]
ИСКУССТВО - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Марксизм отвергает идеалистические толкования И. [38]
СОЗНАНИЕ, высшая, свойственная только человеку и связанная с речью форма обобщенного и целенаправленного отражения действительности. [39]
В ходе этого взаимодействия в мозгу человека формируются системы нервных связей; обеспечивая отражение действительности, эти системы выступают вместе с тем и как регуляторы процесса взаимодействия субъекта с объектом, позволяют ориентироваться человеку в окружающем мире. [40]
Гносеология - это раздел философии, связанный с теорией познания, или теорией отражения действительности в сознании человека. Гносеологический аспект ( A3) извлечения знаний объединяет методологические проблемы получения нового научного знания, поскольку при создании БЗ эксперт часто впервые формулирует некоторые закономерности, до того момента составлявшие его личный опыт. [41]