Половец - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Легче изменить постановку задачи так, чтобы она совпадала с программой, чем наоборот. Законы Мерфи (еще...)

Половец

Cтраница 3


То, что под приведенным выше названием собственно скифы - в отличие от скифов вообще - нашим автором имеются в виду половцы ( куманы), говорит текст скифского приветствия в эпилоге Теогонии Иоанна Цеца: К русским я обращаюсь по их обычаю, говоря а5ра [ стте ] 3рсае, аеспрпфс и 56 ( 3ра 5fevr, т.е. здравствуй, брате, сестрица, добрый день.  [31]

Княжил в Ростово-Суздалъской земле, на Волыни; потеряв владения ( 1076), бежал в Тмутаракань, дважды при поддержке половцев захватывал Чернигов, был в плену у хазар, затем в Византии в ссылке на о. В Слове о полку Игореве прозван Гориславичем. ОЛЕДЕНЕНИЕ, 1) совокупность длительно существующих природных льдов ( гл.  [32]

Рюрик, князь смоленский, и Ольговичи с половцами в январе 1203 г. в бою, который шел главным образом между половцами и турками Романа Волынского, взяли верх. Захватив Киев, Рюрик Ростиславич подверг город страшному разгрому. Были разрушены Десятинная церковь и Киево-Печерская лавра, а сам город сожжен.  [33]

Постоянные нападения степных кочевников не только причиняли огромный вред сельскому населению южных пограничных областей Киевской Руси, но, занимая южнорусские степи, половцы препятствовали торговым сношениям Руси с восточными странами и с Византией, и этим подрывали благосостояние тех классов населения, которые были связаны с внешней торговлей.  [34]

В 1093 новый киевский князь Свя-тополк ( сын Изяслава Ярославича) и Владимир Мономах ( сын Всеволода 204 Ярославича) потерпели поражение от половцев у Треполя. В 1097 на съезде князей в Любече было заключено соглашение, по которому внуки Ярослава договаривались о закреплении за каждым из них отчин - территорий, которые по завещанию Ярослава получили их отцы.  [35]

Бусово, лелеют месть за Шорока-на - Речь идет а готах, живших на Таманском полуострове; всякое поражение русских в борьбе с половцами - ближойшими соседями патов - обогащала готских купцов и пата-му вызывала у них радость. Бус - очевидна, один из половецких ханав XI в.  [36]

Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, пришли к Днепру, и стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые прозвались Угорскими горами, и стали завоевывать живших там волохов и славян.  [37]

Из сохранившихся произведений светской литературы этого периода наиболее замечательны Поучение Владимира Мономаха и знаменитое Слово о полку Игореве ( неизвестного автора) - поэма, описывающая неудачный поход на половцев князя Новгород-Северского Игоря Святославича.  [38]

Это стремление к единению русских земель, к преодолению междоусобиц особенно ярко проявилось в Слове о полку Игореве, гениальном произведении русской литературы, повествующем о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В неподчинении воле старейшего князя, князя киевского, в стремлении провести поход силами только своей земли видит автор Слова причину неудачи Игоря, несмотря на храбрость князей и их дружин.  [39]

Говоря о становлении Киевской Руси и роли норманнов ( или варягов) и их месте в древнерусской истории, следует отметить: историческая роль варягов на Руси была незначительной, их роль гораздо меньше, чем печенегов или половцев, влиявших на развитие Руси на протяжении четырех веков.  [40]

Следующее поколение князей - внуков Ярослава - продолжало свои которы - споры и за владений - и междоусобия; порядок и правосудие внутри страны в последние годы правления больного и одряхлевшего Всеволода пришли в упадок, а между тем страшный внешний враг - половцы - непрерывными нашествиями опустошал южные области русской земли.  [41]

Они довели полуденный край - Киевщину и Северщину - до великого разорения, так что люди стали оттуда переселяться все более на северо-восток; на Оку, на Клязьму, на верхнюю половину Волги; там проживали чужеплеменники, не такие воинственные, как половцы, а больше мирные и слабые; русские покорили их себе: они принимали христианскую веру, а вслед за тем перераживались совсем в русских. Это были народы племени, которое ученые называют финско-турецким. И теперь есть остатки этого племени и составляют на востоке Русского государства народы, которых обыкновенно называют инородцами, - это мокша, мордва, чуваши, черемисы, вотяки, мещеряки. Прежде было их много; были такие народы этого племени, от которых теперь ничего не осталось: таковы мурома, меря, весь и другие.  [42]

Скупые на подробности источники содержат сведения о создании школ, в том числе и грамматических, т.е. повышенного типа, где обучались даже иноземцы - дети латинян, а также скифов, как в сочинениях Сграбона именовались народы к северу от границ империи: болгары, половцы и русские.  [43]

Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев, до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до бурта-сов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы - то все с помощью божьею покорено было христианским народом, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали. А литовцы из болот своих на свет не показывались, а венгры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко - за Синим морем.  [44]

Кроме цветов красноречия, Кисель обнаружил исторические познания: предложил царю Алексею Михайловичу и боярам его деления славянской истории на три периода: 1) счастливый, когда славяне чрез соединение сил своих по всему свету славились; Рим старый и Рим новый свидетельствуют о делах храбрости славянской; 2) век несчастный, век междоусобной брани, когда славяне, разлучившись друг от друга, многообразным разорением и кровопролитием братскую любовь растерзали; в это время многими вотчинами народов наших чужие народы и поганские овладели: где крест святой Владимир принял, в Херсоне или в Корсуне, там теперь Перекопь и орда татарская живет; где были седалища половцев, пожертых и с именем своим потребленных саблею предков наших, там ныне крымская водворилась орда, междоусобными несчастными войнами обоих великих государств наших умноженная. Теперь божию милостию третье время настало: время вечного союза и братской любви величеств ваших и обоих государств, как бы возвращение в первый чин единородствия и единодружные любви.  [45]



Страницы:      1    2    3    4