Cтраница 1
Релятивизм ведет к отрицанию возможности создания научной этики. [1]
Релятивизм - 244, 317, 466, 517; см. также Абсолютное и относительное. [2]
Релятивизм и инвариантность относительно вращений следуют из однородности и изотропии пространства-времени: любое начало отсчета и любое направление в четырехмерном многообразии полностью эквивалентны при описании физических явлений. I, то этому же состоянию в другой лоренцовской системе отсчета II соответствует волновая функция фп. [3]
Релятивизм ведет к отрицанию возможности создания научной этики. [4]
Релятивизм в теории познания служил обоснованием и нравственного релятивизма: софисты показывали относительность, условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок. Подобно тому как человек есть мера всех вещей, всякое человеческое сообщество ( государство) есть мера справедливого и несправедливого. [5]
Ницшеанский релятивизм находит свое развитие у представителей направления, к-рое получило название философии жизни - у Дильтея, Бергсона и их последователей. [6]
Гносеологический релятивизм внешне противоположен догматизму. Однако они едины в разрыве устойчиво-изменчивого, как и абсолютно-относительного в истине; они дополняют друг друга. [7]
Этот релятивизм, к сожалению, мало знаком нашим счетным работникам, многие из которых искренне убеждены, что если они не заняты сознательной фальсификацией учетных данных, то все бухгалтерские регистры отражают безусловную и абсолютную истину, они не сомневаются в точности учетных данных. [8]
Критикуя идеалистический релятивизм и скептицизм, Менделеев подчеркивал, что он уверен в прочности знаний, достигнутых наукой, и их не нарушат ни добавления, ни перемены, если они твердо установлены, а только расширят пределы знания. [9]
В культурном релятивизме особо выделяется то, как люди для самих себя обосновывают различия моральных норм в разных культурах в зависимости от обычаев, моральных ценностей, религиозных убеждений и методов образования. Этический релятивизм может идти дальше, доказывая, что вообще нет никаких универсальных принципов определения этичного поведения. Поэтому справедливость этической нормы, согласно которой взятка - это неправильно, зависит от убеждений, принятых в той или иной культуре. [10]
Для Кекуле характерен ясно выраженный релятивизм в отношении научных понятий и теорий, который распространяется не только на вопрос о конституции соединений, но и на такие, кажется, незыблемые для химиков понятия, как атомный и молекулярный веса. Так как атомы не могут быть ни измерены, ни взвешены, то ясно, что только рассуждение и спекуляция могут привести к гипотетическому предположению об определенном атомном весе [ там же, стр. Кекуле, как и молекулярный вес, рассматривает с точки зрения вероятности и целесообразности [ там же, стр. [11]
Но борьба против релятивизма не означает отрицания вообще относительного характера той или иной истины. [12]
Другой стороной такого релятивизма является мысль о том, что условий связей объектов так много и они так сложны, что в суждении невозможно все их учесть. [13]
Исходя из своего релятивизма и индетерминизма, Лукасевич пишет на стр. [14]
Гельвецием восстанавливается идея этического релятивизма, относительности и исторической обусловленности юрм нравственности, которая имела свой прогрессивный смысл в борьбе с теологическим убеждением в абсолютной ценности моральных принципов и категорий, будто бы изначально предопределенных Богом. Природа человека определяется, по его мнению, биологическими и социальными потребностями. Одни из этих потребностей не осознаются, носят эмоционально-чувственный или стихийный характер, выступают под видом страстей; другие же преломляются через сознание человека, реализуются в виде его интересов. Сочетание стремлений и интересов, неосознанного и осознаваемого, чувственного и рационального и определяет суть человеческой природы. [15]