Историческое сознание - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Первым здоровается тот, у кого слабее нервы. Законы Мерфи (еще...)

Историческое сознание

Cтраница 3


История педагогики гуманистична по своей сущности, она нацелена на человека. В этом отношении историческое сознание учителя проявляется прежде всего в отзывчивости на постижение наработанных на всех этапах существования мировой цивилизации обще педагогических, общечеловеческих ценностей, освоение которых стимулирует духовно-нравственное совершенствование личности. Поэтому историческое сознание связано с восприимчивостью учителя к интересам и потребностям подрастающего поколения, к гуманным средствам воспитания и обучения. Видимо, без преувеличения можно сказать, что ощущение и понимание педагогической теории и воспитательно-образовательной практики в исторической динамике - существенный компонент профессионального и нравственного совершенствования учителя.  [31]

В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.  [32]

Можно утверждать, что историко-педагогические знания ориентируют в разнообразии вариантов общепедагогических подходов. Они дают педагогу магический кристалл исторического видения своей профессии, своей повседневной работы. Таким образом, историческое сознание открывает учителю и ретроспективу педагогических средств, и перспективу их творческого обновления в осознанно проектируемой воспитательной деятельности.  [33]

На этом уровне исторического сознания предпринимаются попытки объяснить человеческое прошлое во всей его противоречивости и сложности как на конкретно-историческом, так и на теоретическом уровнях. Формирование исторического сознания на теоретическом уровне помогает мыслить историческими категориями, видеть общество в диалектическом развитии, в изменении, осмысливать исторический процесс в динамике, в хронологической взаимосвязи времен. Носителем этого уровня исторического сознания является историческая наука. Обладая систематизированными научными знаниями истории общества, историческая наука может определить ведущие тенденции общественного развития, сформулировать некоторые прогнозы.  [34]

В период национальных движений и конфликтов особенно заметно возрастает влияние представлений, черпаемых из далекого прошлого. Возвращение к традиционности часто называют архетипами сознания. Мы говорим именно об архетипах исторического сознания как части ( элементе) этнического самосознания.  [35]

Удивительные открытия совершаются в обстановке общественного самоочищения: в регионах, еще недавно успешно завершивших переход к развитому социализму, вдруг обнаруживаются слегка замаскированные структуры феодального общества, едва ли не средневековое обожествление живых и мертвых вождей. В других случаях толпы бывших атеистов собираются под зеленым знаменем ислама и ликами Христа, заявляют о своем существовании приверженцы самоликвидировавшейся грекокатолической церкви. Политический процесс осложняется межэтническими конфликтами, в генезисе которых немалую роль играют исторические предания. Раскрепощенное историческое сознание активно участвует в формировании новой многоликой политической культуры. Общественная мысль и практика, например, в России обращаются не только к ранним традициям большевизма и социал-демократии, происходит возрождение всего спектра национальных политических течений: от последователей М. А. Бакунина до сторонников династии Романовых.  [36]

Система образования еще плохо формирует высокие духовные запросы и эстетические вкусы, стойкий иммунитет к бездуховности, массовой культуре. Роль обществоведческих дисциплин, литературы, уроков по искусству остается незначительной. Изучение исторического прошлого, правдивое освещение сложных и противоречивых этапов отечественной истории слабо сочетаются с самостоятельным поиском собственных ответов на вопросы, которые выдвигает жизнь. Но несомненно, что историческое сознание в сочетании с национальным самосознанием приобретает решающую роль в гражданском поведении учащейся молодежи.  [37]

С момента своего возникновения каждый народ взаимодействует с природной средой, преображая ее, но и сам испытывает сильное ответное воздействие. Отсюда давно замеченная связь национального характера и пейзажа: национальный пейзаж был и остается способом пространственного выражения национального характера, т.е. духовных и нравственных качеств этой личности, ее опыта, ее исторической судьбы и трагедии. Вина, висящая на совести нации, национальный грех становится источником экологического кризиса. Кризису экологическому неизбежно предшествовал кризис исторического сознания.  [38]

Теперь открывается возможность для истолкования трансцендентальной природы культуры. Сама философия культуры становится по существу теологией культуры. Теологи подчеркивают духовное начало, которое сопровождает встречу с Христом. Делается попытка уточнить определения христианство и культура, соотнести их с историей и историческим сознанием. Культурное развитие человека понимается как устранение греха и приближение к божественному замыслу.  [39]

Но закономерная тенденция к интеграции исторического знания пока проявляет себя лишь в традиционном русле в соответствии со сложившимся у нас ( отнюдь не закономерно с точки зрения развития науки) разделением труда историков. Отдельно пишутся очерки истории КПСС, отдельно очерки истории советского общества, и, наконец, в высших учебных заведениях вводится еще и отдельная история XX века. Такие подходы вполне правомерные сами по себе, в целом лишь углубляют дезориентирован-ность нашего исторического сознания.  [40]

Понятие явное предназначением описывает господствующий дух 40 - х годов XIX века, который никто не олицетворяет лучше, чем президент Джеймс К. О Салливеном, когда в 1845 году он писал, что явное предназначением американского народа состоит в том, чтобы распространиться по всему континенту, который провидение указало нам для свободного развития наших из года в год умножающихся миллионов. Этим он выразил в слове видение, которое выросло из смеси англопротестантского национализма и прогрессивного оптимизма. Как освобожденная от влияния церкви форма протестантского ожидания спасения явное предназначением пронизало всю культуру эпохи, придало опыту демократизации, миграции на Запад и роста населения более глубокий смысл и на длительное время укоренилось в коллективном историческом сознании американцев.  [41]

Современная концепция высшего образования в России предусматривает его гуманизацию и гуманитаризацию. Необходимым составным элементом гуманитарной подготовки студентов является историческое образование. Однако, известно, что систематическое изучение курса истории происходит в средней школе. Поэтому преподаватель истории в вузе сталкивается с серьезной методической проблемой: что преподавать. Какова должна быть программа преподавания истории, которая позволила бы избежать дублирование школьного курса и вывести учащегося на новый уровень исторического сознания. Повторение курсов История России, Истории Отечества при том малом объеме аудиторных занятий, которые предусматривают для истории учебные планы непрофильных специальностей, не позволяет решить эту проблему. Оно лишь усугубляет нелегкое положение этой учебной дисциплины, давая повод технократически настроенным администраторам для разговоров о необходимости отмены ее преподавания в вузе. Отказываться от преподавания Истории Россини нецелесообразно, так как помимо образовательных функций перед вузами стоит воспитательная задача, включая общекультурное и патриотическое воспитание.  [42]

Только теперь эти факты становятся достоянием гласности. Но мы хорошо понимаем теперь, какие события и факты были сознательно скрыты от народа и чем это обернулось. Ведь память не только один из элементов, но и едва ли не ведущее начало общественного сознания, которое в глубинных, сущностных его основаниях не может не быть историческим. Сознание же историческое, будучи феноменом достаточно сложным, не сводится к знаниям о прошлом, поставляемым историей как наукой, хотя без них оно, разумеется, беспредметно и невозможно. Историческая наука развивается под воздействием морального исторического сознания, выражает его и сама на него сильнейшим образом воздействует. Она одновременно его результат и одна из причин.  [43]



Страницы:      1    2    3