Духовная субстанция - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Параноики тоже люди, и у них свои проблемы. Легко критиковать, но если бы все вокруг тебя ненавидели, ты бы тоже стал параноиком. Законы Мерфи (еще...)

Духовная субстанция

Cтраница 2


Всякие разговоры о существовании в природе непротяженных частиц, составляющих протяжение тел, лишены, по мнению Ломоносова, каких-либо научных оснований. Применяя в своих ранних работах термин физическая монада, в который он вкладывал чисто материалистический смысл, понимая под этим мельчайшую материальную физическую частицу, Ломоносов резко критикует Лейбница, который понятие монада отождествлял с духовной субстанцией, возникавшей из беспрерывных излучений божества.  [16]

ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм ( 1646 - 1716) - нем. Монады представляют собой неделимые, духовные субстанции, из к-рых складывается вся вселенная.  [17]

Юма, которые в соответствии с модой считают опыт единственным источником познания, однако отрицают, что с его помощью познается действительно существующий мир. Беркли признает только существование бесконечного духа и считает, что человек непосредственно воспринимает лишь свои идеи ( ощущения), а не реальные вещи. Активны у него только духовные субстанции, поэтому он призывает ученых научиться понимать язык творца, а не притязать на объяснение всего только одними телесными причинами. На этом основании он отвергает теорию тяготения Ньютона, считая ее учением о естественной причине движения материальных тел.  [18]

У Лейбница носителями сил стали монады - духовные субстанции, присущие материи и вызывающие ее движение. Ньютон отделил силу от материи, сделав ее посторонней причиной изменения состояния тел. Положение усугублялось тем, что спор шел о силах вообще, без уточнения физического смысла различных их значений, а ведь у Декарта и Лейбница понятие сила было близко к понятию энергии, у Ньютона же оно соответствовало силе в ее собственном значении.  [19]

Оно развивается в исследованиях ведущих советских психологов. Гальперина читаем: Действует не психика, а субъект, который вовсе не духовная субстанция, а особым образом устроенный сложный организм [ 42, с. В работах А. Н. Леонтьева субъект также выступает как телесный, материальный в единстве телесных и психологических его свойств, говорится о реальной связи, реальном взаимодействии живого, высокоорганизованного, материального субъекта и окружающей его материальной действительности [ 75; 76, с.  [20]

В истории мировой философии существуют две исторически сложившиеся и прямо противоположные друг другу концепции сознания - материалистическая и идеалистическая. Материалисты считают сознание естественным свойством материи, появившимся на определенной ступени ее развития. Идеалисты, напротив, продолжая традиции, идущие от религиозно-мифологического миропонимания, утверждают, что сознание ( дух, мышление, психическое) есть особая, чуждая материи духовная субстанция.  [21]

Монада - понятие о монаде как сущности всех вещей исходит еще от Пифагора В новую философию термин монада введен Николаем Кузанеким и Джордано Бруно. Лейбница представляет собой духовную субстанцию, возникшую из беспрерывных излучений божества, не имеющую протяжения и имеющую сугубо индивидуальные качестиа, отличающие ее от всех других монад. У Ломоносова термин монада отождествляется с понятием материальной нечувствительной физической частицы и заменяется понятием физической монады, в которое Ломоносов вкладывает чисто материалистический смысл.  [22]

Монада непротяженна и представляет собой центр приложения силы. Такие монады являются действительными элементами вещей, истинными атомами природы. Следовательно, монада представляет собой духовную субстанцию, обладающую способностью к деятельности. Монады возникают из беспрерывных излучений божества.  [23]

Такое употребление термина С, вполне правомерно, поскольку исходный пункт всякой идеалистической философии - признание духовной основы мира. Однако нередко термин С, употребляют в более узком смысле, для обозначения лишь некоторых учений идеализма. Лейбница о монадах, замкнутых в себе духовных субстанциях, из к-рых будто бы состоит вся действительность, и Вундта, считавшего основой бытия духовно-волевые существа. В русской философии в кон.  [24]

Гоббс - классический представитель номинализма; согласно его учению, реально существуют только единичные вещи, а общие понятия суть лишь имена вещей. Всякое знание поэтому имеет своим источником опыт; только один род опыта, по Гоббсу, есть восприятие, или первичное знание, а другой - знание об именах вещей. Источник этого второго опыта - ум, который сводится, таким образом, к способности именования вещей и связывания имен, то есть правильного употребления слов. Предметом философии Гоббс считает тело, возникновение которого мы можем постичь с помощью научных понятий. Что же касается духовных субстанций, то, даже если бы они и существовали, они, по словам Гоббса, были бы непознаваемы. Но и само существование их Гоббс отрицает, поскольку не признает бестелесных духов.  [25]

Священного писания, что не существует самостоят, духовной субстанции, что душа есть материальный огонь, погасающий при смерти организма. Большой очерк или Защита разума и религии от философских обманщиков ( The grand essay, or a vindication of reason and religion against impostures of philosophy, 1704), было осуждено ( 1704) комитетом, специально учрежденным палатой общин для его рассмотрения.  [26]

Идеализм - не случайное явление, он имеет глубокие гносеологические и социальные корни. Гносеологические причины его коренятся в особенностях самого процесса познания, его сложности и противоречивости. Философский идеализм, - писал В. И. Ленин, - есть одностороннее, преувеличенное... Если отдельные звенья познавательного процесса вырвать из их реальной связи и придать им самостоятельное значение, абсолютизировать, противопоставить другим, то возникает опасность ошибки идеалистического характера. Так, абсолютизация способности человеческого сознания отражать мир и предвидеть будущее может превратить ее в абсолютный дух, в оторванную от материи и обожествленную духовную субстанцию. Это как раз характерно для объективного идеализма.  [27]

Францию ( 1792), где установил связь с якобинцами, за что был обвинен англ. В полемике с метафизикой Декарта, с идеализмом Мальбранша, Лейбница, кембриджских неоплатоников, шотландской школы он открыто защищал материализм, отрицал существование духовной субстанции, бессмертие души, свободу воли, врожденные идеи.  [28]



Страницы:      1    2