Cтраница 1
Мысленное вращение образов выполняется быстрее к более устойчивым эталонам, чем к менее устойчивым. [1]
Мысленное вращение образов по часовой стрелке выполняется быстрее, чем против часовой, в случае, когДа процесс вращения управляется не воображаемым эталоном, а непосредственно целью визуального действия. Когда же вращение образов опосредовано воображаемыми эталонами, то их повороты по и против часовой стрелки выполняются с одинаковой скоростью. [2]
Мысленное вращение образов к более устойчивым эталонам выполняется быстрее, чем к менее устойчивым. Эффект устойчивости эталонов проявляется при достаточно сильной выраженности этого фактора и равномерно распределяется по траектории вращения образа. Вместе с тем визуализация образа в устойчивой и неустойчивой ориен-тациях выполняется за одинаковое время. Описанные результаты свидетельствуют о том, что эталоны управляют процессом мысленного вращения образа, а не просто сличаются с ним. Такое управление более эффективно в случае психологически бол ее устойчивых и определенных эталонов. [3]
При мысленном вращении образа любой фигуры из ориентации 90 ее фокальная область перемещается до эталонного положения по кратчайшей траектории ( на угол 90, а не 270), о чем свидетельствуют субъективные отчеты испытуемых. [5]
В отличие от экспериментов с мысленным вращением образов при их стробоскопическом вращении фактор Х имеет отрицательный эффект. [6]
Поскольку фактор Х имеет положительный эффект при мысленном вращении образов и отрицательный - при их стробоскопическом вращении и сдвиге, то возникает вопрос, какой у этого фактора эффект при восприятии направления непрерывного объективного движения фигуры вверх или вниз. [7]
Изученный в работе один из механизмов визуального мышления человека ( мысленное вращение образа предмета) имеет морфологическое строение и представляет собой психологически подвижный функционально-структурный орган человеческой деятельности. В случае отдельных действий морфологическое строение этого активного органа определяется целостной совокупностью выполняемых операций ( их неаддитивными формами выполнения) и соответствующих им предметных средств ( их формами содержания и выражения), организованных целью визуального действия в единую функциональную структуру. [8]
Образцы пар тестовых полей в эксперименте 16 - Стробоскопическое вращение фигур.| Образцы пар тестовых по. [9] |
В опытах участвовали три человека, тренированные в предыдущих экспериментах по мысленному вращению образов. [10]
В экспериментах этого раздела показано, что устойчивость эталонов влияет на скорость мысленного вращения образов, однако визуальная массивность ( размер) и конфигурация фокальной области фигур не влияют на скорость вращения их образов. Установлено также, что фактор Х: не связан с операцией перцептивно-мысленного перемещения фокальной области фигуры по вертикали. [11]
Постановка проблемы общности механизмов восприятия вращающегося предмета, воображения образа повернутого предмета и мысленного вращения образа из одной заданной ориентации в другую в данной книге тесно связана с идеями теоретико-группового подхода к изучению физико-математических проблем. Основная идея этой программы состоит в том, чтобы изучать и классифицировать различные виды геометрий ( проективную, аналитическую, неевклидову и другие) по структурам соответствующих им групп и находить систему инвариантов некоторой группы преобразований. [12]
Значительное оживление в стане мысленных образов возникло, когда Шепард и его коллеги продемонстрировали мысленное вращение образов и дали ему свою интерпретацию. Практически линейная зависимость времени реакции от угла поворота была обнаружена не только для трехмерных фигур, но и для других зрительных форм. В одном из экспериментов Купер и Шепард ( Cooper and Shepard, 1973b) предлагали испытуемым оценить, имеет ли буква обычную или зеркально отраженную форму. Они обнаружили, что время реакции возрастает с увеличением угла поворота от нормального положения. [13]
Это свидетельствует о том, что опознание фигур в данных условиях выполняется быстрее при мысленном вращении образов по часовой стрелке, чем против. [14]
В этих условиях человек в большей степени опирается на свой прошлый двигательный опыт, который непосредственно включается в выполнение познавательных операций и увеличивает скорость мысленного вращения образов по часовой стрелке. [15]