Cтраница 1
Асклепия, культ к-рого был перенесен в Рим. [1]
Эскулапий ( Асклепий), фессалий-ский царь и врач, позднее - бог врачевания С, РМ. [2]
Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. [3]
В комедии Аристофана Плутос Плутос изображен сначала слепым старцем, а потом исцеленным в храме Асклепия, перераспределяющим богатства, отнятые у богатых. В результате все перестают работать, а боги как нищие нанимаются поденщиками к разбогатевшим беднякам. [4]
Cheiron ] - в древнегреческой мифологии - мудрый кентавр, сын Кроно-са, воспитатель ряда героев - Тесея, Ясона, Диоскуров, обучал также врачебному искусству Асклепия, был случайно ранен стрелой Геракла, смазанной ядом лернейской гидры; страдая от неизлечимой раны, X. Аид и тем самым спасает жизнь Прометея. [5]
Латинское название растения Centaurium встречается у Гиппократа, Теофраста и Диоскорида, которые связывают его с именем легендарного кентавра Хирона, знатока лекарственных трав. Недаром именно мудрый Хирон воспитал на склонах Пелиона сына Аполлона Асклепия. [6]
Термин гигиена происходит от древнегреческого слова hygieinos что означает целебный, приносящий здоровье. Связан с именем мифической богини здоровья Гигиен - дочери бога медицины Асклепия, которая изображалась в виде красивой девушки, державшей в руках чашу, наполненную водой и обвитую змеей. [7]
Очень высоко на шкале социальных ценностей в древнегреческом обществе стояло бескорыстие врачей. Не раз врачи, находившиеся на государственной службе, в трудные для полиса времена отказывались полностью или на определенный срок от причитавшегося им жалованья. Здесь уместно вспомнить, что в древнегреческой мифологии характернейшей особенностью покровителя медицины Асклепия была филантропия. И если теперь вернуться к одной из важнейших идей этики Гиппократа, согласно которой жизнь врача должна соответствовать его искусству, то можно глубже понять эту идею: не только профессиональной деятельности врача, но и самой его жизни должна быть присуща филантропия. [8]