Контакт - преподаватель - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Земля в иллюминаторе! Земля в иллюминаторе! И как туда насыпалась она?!... Законы Мерфи (еще...)

Контакт - преподаватель

Cтраница 1


Контакт преподавателя с аудиторией в значительной степени зависит от общего тона лекции: правильно найденный тон обеспечивает наиболее полное единство в работе преподавателя и студентов, а значит, и наиболее полный контакт, неправильно нее избранный тон - ослабление, сбой, разрушение контакта.  [1]

Раскрывая проблему контакта преподавателя и студенческой аудитории, мы должны подчеркнуть, что сам контакт в таком структурно сложном процессе, как лекция, неоднороден и выступает в трех основных отношениях.  [2]

Следовательно, проблема контакта преподавателя со студентами в учебном процессе, с какой бы стороны к ней ни подойти: со стороны ли значимости, неразработанности или наблюдаемых в реальном учебном процессе недостатков, - является актуальной и требует специального анализа.  [3]

Рассмотрим общие предпосылки, позволяющие успешно осуществлять контакт преподавателя со студенческой аудиторией. Качество контакта определяется тремя основными предпосылками.  [4]

Другим элементом педагогической техники, выполняющим исключительно важную функцию в осуществлении контакта преподавателя с аудиторией, является умение видеть аудиторию. Этот элемент педагогической техники состоит в исключительно ценном качестве преподавателя одновременно объять взором всю массу слушающих студентов и в то же время не упускать из виду отдельных студентов. Умение видеть аудиторию обеспечивается оптимальным расстоянием преподавателя от аудитории, которое в каждом конкретном случае определяется количественным составом группы и индивидуальными особенностями преподавателя. Однако в любом случае расстояние от аудитории должно быть таким, чтобы была достаточная близость к ней и в то же время был возможен ее полный обзор. По-видимому, можно говорить о необходимом преподавателю особом чувстве расстояния и умении видеть аудиторию, которое преподаватель должен формировать в себе и которому он должен следовать.  [5]

Указанный недостаток в темпе занятий, влекущий за собой и нарушение контакта преподавателя с аудиторией, характерен в особенности для лекций на первых курсах, студенты которых еще слабо адаптированы к новой для них системе обучения.  [6]

Истина, как и всегда, была посредине между двумя этими крайними мнениями: эффективность подготовки специалистов определяется уровнем контактов преподавателей института с производством, равно как и материальной базой обучения.  [7]

Иное дело - учебно-исследовательские занятия в условиях модульной системы, блочного метода, о которых говорилось выше. При этих и аналогичных им формах организации учебного процесса контакт преподавателя со студентами является более плотным, органическим. Если к этому добавляется еще и совместная их работа над научно-техническими проблемами во внеучебное время в составе творческого коллектива, выполняющего плановые НИОКР, то ситуация вообще станет близкой к идеальной. К сожалению, далеко не на всех кафедрах и отнюдь не у каждого преподавателя дело обстоит именно так. Не везде проводятся серьезные и достаточно масштабные НИОКР, предполагающие плодотворное участие студентов. Научно-педагогическая квалификация части преподавателей не позволяет им проводить учебно-исследовательские занятия, компетентно руководить техническим творчеством студентов.  [8]

Контакт преподавателя со студенческой средой позволяет систематически воздействовать на нее как в учебные часы, так и во внеаудиторное время. Заинтересованное использование преподавателем-куратором любой возможности для воспитательного воздействия на студента, для вовлечения его в процесс сознательного изучения преподаваемой дисциплины всегда достигает цели. Однако вряд ли можно добиться выполнения воспитательной функции только усилиями одних преподавателей: без создания боевого комсомольского актива студентов трудно оказывать воздействие на нерадивых, малосознательных студентов.  [9]

Способность к волевым усилиям, внутренняя собранность преподавателя - качества, необходимые прежде всего в сложной обстановке учебного процесса. В случае же отрицательной реакции аудитории преподавателю приходится корректировать свои действия в неблагоприятных условиях эмоционально-психологического спада, и потому следует подчеркнуть, что в этих условиях первый помощник - именно волевое усилие, волевая активность, которую преподаватель должен обязательно формировать у себя. Эффективность контактов преподавателя с аудиторией зависит и от других факторов учебного процесса; на них следует остановиться особо.  [10]

Все это возможно только в том случае, если в студенческой группе царит принципиальное единодушее, над созданием которого надо предварительно серьезно потрудиться педагогу. Совершенно необходимы индивидуальные беседы, индивидуальные контакты преподавателя со студентами, о них уже говорилось выше в связи с особенностями системы образования в Московском физико-техническом институте.  [11]

Все это возможно только в том случае, если в студенческой группе царит принципиальное единодушие, над созданием которого надо предварительно серьезно потрудиться педагогу. Совершенно необходимы индивидуальные беседы, индивидуальные контакты преподавателя со студентами, о них уже говорилось выше в связи с особенностями системы образования в Московском физико-техническом институте.  [12]

По нашему мнению, дальнейшее изучение проблемы контакта должно охватить такие вопросы, как роль содержания лекции, ее логической структуры и методических приемов в установлении контакта с аудиторией. В частности, практика убедительно свидетельствует, что овладение аудиторией способствует созданию в лекции проблемы ситуаций. То же самое можно сказать о значении эмоциональных установок, эмоциональных центров и эмоциональных обобщений, создаваемых преподавателем специально в контактных целях. Неясным остается вопрос и о том, как учесть неоднородный характер присутствующей аудитории по уровню подготовленности студентов и по другим признакам и как дифференцированно подойти к ним в целях наиболее полного контакта с группой в целом. Далее, в теории коммунистического воспитания успешно разрабатывается методика индивидуального и параллельного действия педагога. Это не то же самое, что действия преподавателя фронтального характера, обычно характеризующие процесс его взаимоотношения со студентами на лекции. Как сочетаются все три вида действия педагога в зависимости от ситуации занятия. Наконец, совершенно очевидно, что, исследуя проблему контакта преподавателя с аудиторией, нужно выйти за рамки лекционных занятий и рассмотреть другие виды обучения, после чего станет возможной разработка теории контакта в учебном процессе в целом.  [13]



Страницы:      1