Контакт - глаз - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
От жизни лучше получать не "радости скупые телеграммы", а щедрости большие переводы. Законы Мерфи (еще...)

Контакт - глаз

Cтраница 1


Контакт глаз является наиболее тонким показателем складывающихся между людьми взаимоотношений. Известно, что ребенок уже с 5 - 7 недель сосредоточивается на материнском взгляде и вскоре активно начинает требовать зрительного контакта, если мать не смотрит на него. Есть основания полагать, что особенности развития контакта глаз в детско-материнских отношениях, особенно дефицит позитивного контакта, становятся источником различных переживаний, могут формировать агрессивную направленность в общении.  [1]

Контакт глаз нарастает также с увеличением дистанции между общающимися: люди склонны смотреть на говорящего больше тогда, когда он находится на некотором расстоянии. Существенное влияние на взаимосвязь временных параметров контакта глаз и дистанции общения оказывают пол и возраст партнеров.  [2]

Контакт глаз значимо связан с различиями в статусе общающихся: контакт глаз находится на среднем уровне с адресатом очень высокого статуса, достигает максимума при умеренно высоком статусе адресата и снижается до минимума при низком статусе адресата. Если взгляды участников взаимодействия обращены к какому-либо одному человеку, то это говорит о его явной лидерской позиции в группе.  [3]

Обычно под контактом глаз понимается обмен взглядами, время фиксации взгляда на партнере и направление взгляда.  [4]

Более всего изучен контакт глаз, связанный с характером взаимодействия и темой разговора. Установлено, что говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах сообщения, а слушающий на говорящего, осуществляя таким образом информационный поиск и сообщая собеседнику, что готов слушать.  [5]

Контакт глаз значимо связан с различиями в статусе общающихся: контакт глаз находится на среднем уровне с адресатом очень высокого статуса, достигает максимума при умеренно высоком статусе адресата и снижается до минимума при низком статусе адресата. Если взгляды участников взаимодействия обращены к какому-либо одному человеку, то это говорит о его явной лидерской позиции в группе.  [6]

Для понимания характера отношений между партнерами значим анализ не столько основных параметров контакта глаз, сколько их изменений в определенные моменты общения: то, насколько часто собеседник смотрит в глаза другому, менее важно, чем то, что он перестает это делать или, наоборот, начинает.  [7]

Простое осознание присутствия вокруг других людей ведет к неявному, но богатому впечатлениями взаимообмену, основанному на общении с избеганием контакта глаз, на лицевой мимике, жестах, позах и даже стилях одежды. Толпы весьма сильно различаются по характеру и поведению. Толпа одного типа может быть быстро трансформирована в толпу другого типа, например в неистовствующее сборище.  [8]

Психотерапевты, ведущие тренинговые группы, часто сталкиваются с тем, что их участники не могут смотреть в глаза другого, избегают контакта глаз. Одна из причин этого заключается в следующем: человек опасается, что другой прочитает в его глазах истинные намерения, возможно агрессивные, поэтому он запрещает себе смотреть в глаза другому.  [9]

Контакт глаз нарастает также с увеличением дистанции между общающимися: люди склонны смотреть на говорящего больше тогда, когда он находится на некотором расстоянии. Существенное влияние на взаимосвязь временных параметров контакта глаз и дистанции общения оказывают пол и возраст партнеров.  [10]

Кросскультурные различия также влияют на длительность взгляда. Так, у многих народов мира существуют культурные запреты на контакт глаз, на пристальное и долгое смотрение. Например, японцы во время поездок в общественном транспорте прикрывают глаза, демонстрируя особую деликатность в отношении других пассажиров. У народов Северного Кавказа также существуют ограничения на контакты глаз: такие табу имеют отношение к женщинам, общающимся с партнерами-мужчинами, и к мужчинам во время их взаимодействия со старшими по возрасту. При этом отмечается, сходство между такими показателями проксемики, как контакт глаз и пространственная близость: в культурах, где предпочитается пространственная близость, также предпочитается и более выраженный контакт глаз. Так, арабы в сравнении с североамериканцами не только выбирают более близкое месторасположение, но и больше контактируют глазами, чаще касаются друг друга и громче разговаривают.  [11]

Частота, длительность и пристальность прямого взгляда в глаза собеседника определяются также индивидуальными особенностями. Они проявляются прежде всего в том, что женщины смотрят на других людей в среднем дольше, чем мужчины, причем контакт глаз женщины с партнером-женщиной гораздо дольше, чем с партнером-мужчиной.  [12]

Эти средства бывают словесные ( вербальные) и несловесные ( невербальные), в том числе мимика, позы, жесты, тон, контакт глаз, интонация речи, а также пространственно-временная организация.  [13]

Контакт глаз является наиболее тонким показателем складывающихся между людьми взаимоотношений. Известно, что ребенок уже с 5 - 7 недель сосредоточивается на материнском взгляде и вскоре активно начинает требовать зрительного контакта, если мать не смотрит на него. Есть основания полагать, что особенности развития контакта глаз в детско-материнских отношениях, особенно дефицит позитивного контакта, становятся источником различных переживаний, могут формировать агрессивную направленность в общении.  [14]

Кросскультурные различия также влияют на длительность взгляда. Так, у многих народов мира существуют культурные запреты на контакт глаз, на пристальное и долгое смотрение. Например, японцы во время поездок в общественном транспорте прикрывают глаза, демонстрируя особую деликатность в отношении других пассажиров. У народов Северного Кавказа также существуют ограничения на контакты глаз: такие табу имеют отношение к женщинам, общающимся с партнерами-мужчинами, и к мужчинам во время их взаимодействия со старшими по возрасту. При этом отмечается, сходство между такими показателями проксемики, как контакт глаз и пространственная близость: в культурах, где предпочитается пространственная близость, также предпочитается и более выраженный контакт глаз. Так, арабы в сравнении с североамериканцами не только выбирают более близкое месторасположение, но и больше контактируют глазами, чаще касаются друг друга и громче разговаривают.  [15]



Страницы:      1    2