Русский крестьянин - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Когда-то я думал, что я нерешительный, но теперь я в этом не уверен. Законы Мерфи (еще...)

Русский крестьянин

Cтраница 3


Маслов в 1905 г., а все меньшевики в Стокгольме категорически говорили о русских крестьянах, что они вообще не согласятся на национализацию, ответят на нее Вандеей. Маслов обходит молчанием неприятный для него факт, что принятие группой трудовиков программы национализации после Стокгольмского съезда опровергло аргументы меньшевиков. Не труден, но не имеет большой ценности такой ответ, в котором систематически обходят сущность дела. Факт, что и I и II Думы часто ставили рабочих-депутатов в глупое положение, ибо социал-демократы более урезывали национализацию, чем ее урезывали сами крестьяне.  [31]

Маслов, которого Каутский так неудачно выбрал в советчики себе, отрицал, чтобы русские крестьяне могли пойти на национализацию всей ( в том числе и крестьянской) земли.  [32]

С точки зрения исторической единственный серьезный аргумент, который приводится в доказательство неизбежного разложения общины русских крестьян, состоит в следующем: Обращаясь к далекому прошлому, мы встречаем в Западной Европе повсюду общинную собственность более или менее архаического типа; вместе с прогрессом общества она повсюду исчезла.  [33]

Но что сказали бы вы об экономисте, который стал бы опровергать ссылку на обезлошадение русских крестьян указанием примера, скажем, подмосковных огородников, которые и без лошади могут иногда вести рациональное и прибыльное земледелие.  [34]

Товарищи, во внутреннем положении мы теперь сделали тот громадный шаг вперед, что миллионы русских крестьян, которые год тому назад еще совершенно несознательно смотрели на мир божий, верили на слово всякому, кто красно говорил об Учредительном собрании, падали духом от тягот большевизма, бежали прочь по первому призыву к борьбе, - крестьяне пережили с тех пор неслыханно тяжелый кровавый опыт господства немцев на юге, и они из этого опыта научились многому. Мы бесконечно сильными стали потому, что миллионы научились понимать, что такое Колчак; миллионы крестьян Сибири пришли к большевизму, - там поголовно ждут большевиков, - не из наших проповедей и учений, а из собственного опыта, из того, что они социалистов-революционеров звали, сажали, а из этого посаждения на власть эсеров и меньшевиков вышла старая русская монархия, старая держиморда, которая во время демократии принесла неслыханное насилие стране. Но это излечение народа многого стоит.  [35]

Идея коллективной собственности так крепко срослась со всем миросозерцанием ( мы дальше увидим, сколь обширен мир русского крестьянина) русского народа, что теперь, когда правительство начинает понимать, что идея эта несовместима с принципами благоустроенного общества и во имя этих принципов хочет ввести в народное сознание и народную жизнь идею частной собственности, то оно может достигнуть этого лишь при помощи штыков и кнута.  [36]

С указанной точки зрения вполне понятным становится различное отношение к национализации земли массы русских либеральных буржуа и массы русских крестьян. Либеральный помещик, адвокат, крупный промышленник, купец - все они вполне достаточно территориализировали себя. Они не могут не бояться пролетарского нападения. Они не могут не предпочитать столыпинско-кадетского пути.  [37]

Очень жаль, что собственные данные Постникова о бюджетах крайне недостаточны: он приводит 7 бюджетов немецких колонистов и только один бюджет русского крестьянина, причем все бюджеты относятся к крупным посевщикам ( minimum - у русского - 39V2 дес. Выражая сожаление, что ему не удалось собрать при поездке большее количество крестьянских бюджетов, Постников говорит, что точное определение этих бюджетов - дело вообще нелегкое. Тавричане дают свои хозяйственные показания довольно открыто, но точных цифр своего дохода и расхода они большею частью и сами не знают.  [38]

Герцен, сам русский помещик, впервые от Гакстгаузена узнал, что его крестьяне владели землей сообща, и воспользовался этим для того, чтобы изобразить русских крестьян как истинных носителей социализма, прирожденных коммунистов в противоположность рабочим стареющего, загнивающего европейского Запада, которым приходится лишь искусственно вымучивать из себя социализм. От Герцена эти сведения перешли к Бакунину, а от Бакунина к г-ну Ткачеву.  [39]

Общинный ( коллективный) идеал, на высшем духовном уровне коррелирующий с идеалом православной соборности, нашел наиболее законченное воплощение в русской крестьянской общине и в менталитете русского крестьянина. Община выступала как социокультурный институт, носитель и транслятор социального и производственного опыта, обычаев, традиций, образа жизни.  [40]

Но если сами они уже отучились, то народ в России все больше учится думать, - думать и о том, какой класс своим господством в государстве осуждает русских крестьян на нищету материальную и нищету духовную.  [41]

Это урегулирование должно состоять не в бюрократических заботах о переселении и не в организации переселений, о которой любят говорить писатели либерально-народнического лагеря, а в устранении тех условий, которые осуждают русского крестьянина на темноту, забитость и одичание в вечной кабале у владельцев латифундий.  [42]

Менделеев предупреждал, что когда понадобится ( и если понадобится) цвести налог, то лучше налог без возврата за экспортируемый керосин: пусть платят за свет и иностранные потребители, а не только русские крестьяне.  [43]

Тогда бы цена отпускаемых товаров унеличилась столь значительно, что богатство России растительным сырьем послужило бы к ее действительному обогащению, а не влекло бы за собою одно истощение почвы и усиленную страдную работу русских крестьян для кормления иностранных рабочих, занятых на рудниках, заводах и фабриках, отправляющих свои товары в Россию. Поступив на такие же заводы и фабрики, русский крестьянин сам, больше работая и лучше питаясь, поглотит все почти то съестное растительное сырье, которое отпускается Россиею.  [44]

Верное курсу лавирования между различными взглядами внутри партии, эсеровское центристское руководство еще раз подчеркнуло, что программа партии покоится не на самом факте общинного землепользования, а на той психологии, которую выработала у русского крестьянина предыдущая история и практика общинного землевладения. На этом основании слой зажиточных крестьян, выделившихся из общины, был причислен к трудовому крестьянству, на которое опиралась партия эсеров.  [45]



Страницы:      1    2    3    4