Cтраница 1
Бывшие крестьяне и ремесленники быстро пополняли ряды рабочего класса. [1]
Плебеи, бывшие крестьяне, дрессировались в качестве слуг, солдат, надсмотрщиков и, при необходимости, - более квалифицированных, чем рабы, ремесленников. [2]
Анализ писем бывших крестьян 1915 - 1925 гг.) / / Социологические исследования. [3]
Его дело продолжили бывший крестьянин Тоетоми Хидэеси и Токугава Иэясу. [4]
Получается, что бывших крестьян ( на флоте и в пехоте) основательнее всего травмировало такое отчуждение от офицерского сословия, в котором они усматривали вызов собственному пониманию целесообразности. Действительно, во флотской среде взбунтовались прежде всего те экипажи крупных кораблей, которые не получили боевой спайки и тяготились стоянием на месте. Складывается вообще символичная картина: именно матросы, довольно скоро объявленные Л.Д. Троцким красой и гордостью революции, оказались инициаторами разнузданного насилия. Это относится не только к наиболее кровавым событиям Февральской революции, но к последующему периоду, когда отряды конных моряков наводили страх и ужас на буржуев за тысячи миль от морского побережья. [5]
Думать о том, что сладкое слово свобода в момент сделала бывших крестьян демократами, по меньшей мере наивно. [6]
Подавляющее большинство домашних хозяйств, организуемых переселившимися в города и промышленные центры бывшими крестьянами, становятся поставщиками на рынок наемной рабочей силы, получая за ее использование заработную плату. Другая часть домохозяйств выступает в качестве собственников денежного и товарного капитала, а также земли. Поставляя их на рынок, они получают прибыль, проценты и земельную ренту. Во всех этих доходах - в заработной плате, прибыли, процентах и ренте - экономически начинает воспроизводиться новая, капиталистическая форма собственности на капиталистические факторы производства: на наемную рабочую силу, капитал и землю. Субъектами этой собственности становятся разделившиеся на две части домашние хозяйства капиталистического общества - хозяйства капиталистов и наемных рабочих. [7]
Исследователи, изучая утопические движения в средневековой Европе, определили, что утопические фантазии наиболее сильно были распространены среди бывших крестьян, согнанных со своей земли и ставших городскими ремесленниками, рабочими, безработными или просто нищими. Эти люди были втянуты в процесс географической, горизонтальной мобильности и, кроме того, в процесс вертикальной мобильности. Выяснилось, что если комбинированная мобильность охватывает значительные массы людей, то это всегда приводит к возникновению социальных движений. [8]
Активное и более чем своеобразное участие солдат и матросов в революции ставит ряд вопросов, оказывающихся за ее хронологическими пределами. Само но себе антицаристское восстание вооруженных царизмом бывших крестьян, составлявших некогда плотную массовую опору патерналистской системы, - событие более чем символичное. [9]
Только один факт, что императорами могли стать бывшие крестьяне, подтверждает эту особенность. [10]
А это значит, что союз рабочих и крестьян будет постепенно превращаться в слияние, в полное единение, в одно социалистическое общество бывших рабочих и бывших крестьян, а потом просто тружеников социалистического общества. [11]
Разумеется, при анализе поведения солдатской массы следует разделять фронтовиков и новобранцев ( оказавшихся в дико раздутых запасных палках, которые сверх всякой разумной меры переполняли тыловые гарнизоны, включая столичный) - первые до определенной степени ощущали себя профессионалами, вторые больше думали о том, кал; бы закосить от настоящей армейской жизни и, тем более, фронта. Заметные различия в поведении матросов и солдат также наводят на определенного рода вопросы и гипотезы. Следовательно, можно предположить, что в данном случае бывший крестьянин отчетливее понял и быстрее оценил выгоды разделения военного труда и узко специализированного взаимодействия. Фактически это оказал ось ближе к известному принципу артельной самоорганизации. [12]
Однако для правительства представляли опасность не только крестьянские волнения, численность которых была гораздо меньшей, чем в 50 - 60 - е годы, когда готовилась и проводилась реформа 1861 г. Особое беспокойство властей вызывали распространившиеся в деревне слухи о близком черном переделе земель, при котором, как говорили крестьяне, вся земля будет отобрана от помещиков и роздана крестьянам. Подобные слухи стали возникать в некоторых губерниях еще с середины 70 - х годов, а в 1879 г. получили повсеместное распространение. Однако слухи об этом продолжали упорно распространяться, создавая напряженное положение в деревне. В донесениях губернаторов сообщалось: Простой народ толкует, что государя убили помещики, не желавшие исполнить воли его, чтобы отдали они землю безвозмездно своим бывшим крестьянам. Вступление на престол нового царя породило у крестьян надежды, что при нем обязательно будет произведен передел земель, а также и сложение податей и недоимок. С опровержением этих слухов вынужден был выступить сам Александр III. [13]
Ишимбая, где жили мы. Обмен состоялся летом 1950 года. Наша новая квартира общей площадью 74 м2 казалась очень большой: три комнаты, кухня, прихожая, кладовые, веранда. В течение двух лет в домах появился водопровод, было организовано автобусное сообщение с центром города, промыслами и заводами. В 1953 году в районе были построены школа, баня, магазины, детский сад и больница, газ был проведен в 1966 году. Народ на новостройке жил в основном рабочий: буровики, операторы, слесари подземного ремонта скважин, геологи, водители и трактористы. Поскольку все рабочие семьи происходили из бывших крестьян, то весь уклад их жизни был крестьянским, а драки напоминали кулачные бои, распространенные в России много веков назад. Не помню, чтобы меня наказывали за шалости; в нашей семье это было не принято, как впрочем и ругательства. [14]