Современный экологический кризис - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Ничто не хорошо настолько, чтобы где-то не нашелся кто-то, кто это ненавидит. Законы Мерфи (еще...)

Современный экологический кризис

Cтраница 2


Как кажется, вторичность, точнее, вспомогательный характер экономических нужд - чрезвычайно важный вывод, дающий перспективу для управления всем растущим комплексом общественных нужд, а глобально экологически - для снятия ( хотя бы временного) того напряжения, которое вызывает современный экологический кризис.  [16]

Недаром современный экологический кризис биосферы часто называют кризисом редуцентов. Природные редуценты, число которых неизбежно снижается, не в состоянии нейтрализовать все возрастающее количество антропогенных загрязнений, поступающих в биосферу.  [17]

В настоящее время мы являемся свидетелями нарушения цикличности протекающих в природе биологических процессов, возникновения дисбаланса продуктов синтеза и разложения веществ в биосфере, что ведет к утрате способности биосферы поддерживать систему естественных биохимических циклов самовосстановления. Результатом указанных нарушений и является современный экологический кризис, который носит глобальный характер.  [18]

Антропогенный фактор в биосфере играет все более существенную роль, проявляясь как на прямую, так и опосредованно. Данный вопрос важен для лучшего понимания причин современного экологического кризиса и прогнозирования его последствий, деятельность человека часто нарушает правила, принципы и законы природы.  [19]

Противоречивость НТР заключается в том, что она, с одной стороны, порождает современный экологический кризис, а с другой, может решать и намечает пути выхода из этого кризиса. По мнению Н. Н. Моисеева ( 1997), отступление от научно-технического прогресса, даже снижение темпов его развития смертельны для общества и часто бывают началом деградации нации.  [20]

Из этого рассуждения следуют важные мировоззренческие выводы. Христианский догмат о творении, который можно найти в начале всех символов веры, имеет особый смысл для нашего понимания современного экологического кризиса.  [21]

Совершенно очевидно, что обсуждаемый закон имеет весьма важное практическое следствие: рост энергетических затрат не может продолжаться бесконечно. Значит, можно рассчитать вероятный момент неизбежного перехода на новые технологии промышленного и сельскохозяйственного производства, избежав тем самым термодинамического ( теплового) кризиса и ослабив ход современного экологического кризиса.  [22]

Когда мы обращаемся к социальному развитию, закономерно встает вопрос: что движет им. И это не просто теоретический, а жизненно важный вопрос, в особенности для современного человечества Чьей деятельностью определяется развитие общества б целом. Кто является виновником современного экологического кризиса. Наверное, уже этих вопросов достаточно, чтобы убедиться, насколько актуальна проблема, которой посвящается данная глава.  [23]

Он критикует попытки некоторых идеалистов-историков, социологов и философов искать избавления от угрозы экологического кризиса в возвращении к буддизму, синто, даосизму, которые будто бы создали идеальную гармонию между человеком и природой. Тойнби в статье Религиозные основы современного экологического кризиса, опубликованной в 1972 г. в Нью-Йорке, рекомендует человечеству вернуться к пантеистическому мировоззрению. При этом автор забывает, что религия древних была порождена определенными социально-экономическими отношениями античного общества, связана с дримитивным земледелием и скотоводством и возрождение ее верований потребует возврата человечества к утраченной жизни, а это невозможно и не нужно. Тойнби считает, что при - чина экологического кризиса в том, что иудаизм, христианство и ислам заставили людей забыть древние культы, обожествлявшие природу.  [24]

Современный экологический кризис характеризуется опасным загрязнением биосферы, приближением к максимуму использования энергии на поверхности Земли и резким нарушением экологического равновесия.  [25]

Современный экологический кризис характеризуется опасным загрязнением биосферы, приближением к максимуму использования энергии на поверхности Земли и резким нарушением экологического равновесия. Ему соответствует начавшаяся экологическая революция замыкания производственных циклов, максимальной экономии энергии и экологического планирования, позволяющего поддерживать и улучшать экологическое равновесие.  [26]

Оставляя в стороне доантропогенный эволюционный экологический кризис, приведший к возникновению существ, изготовляющих орудия труда, можно отметить, что первая экологическая революция была реакцией на нехватку естественных продуктов живой природы при выходе человечества из фазы чисто биологического существования. Современный экологический кризис характеризуется опасным загрязнением биосферы ( кризис редуцентов), приближением к безопасному максимуму использования энергии ( энергетический, или термодинамический кризис) у поверхности земли и резким нарушением экологического равновесия. Ему соответствует начавшаяся гуманитарная экологическая революция, если угодно, ноосферная революция замыкания производственных циклов, максимальной экономии энергии, миниа - ПЬризации технических объектов, экологического планирования, позволяющего поддерживать и улучшать экологическое равновесие, регуляции демографических процессов, подавления конфронтации пока еще иногда военным, но как правило экономическим путем, через экономическое давление. Как только социально-экономическая взаимозависимость стран станет абсолютной ( подобно органам в организме), так экономические механизмы получат абсолютный приоритет.  [27]

Как научная дисциплина экология культуры призвана исследовать культурную среду обитания человека, ее формирование и воздействие на людей. Это влияние может распространяться на организм человека и на его личность. В последнем случае экология приобретает социальную, идеологическую окраску. Эта окраска еще больше усиливается в так называемой глубокой экологии - системе взглядов, отрицающей особую ценность человека по сравнению с другими биологическими видами. Это уже не наука, а биоцентристское в своей основе общественное движение. Оно противопоставляется социальной экологии как система антропоцентрических взглядов, рассматривающих современный экологический кризис как проявление кризиса социального, общечеловеческого, а не глобально-биосферного. С общенаучной точки зрения и позиций здравого смысла такое противопоставление кажется странным. Для человека его самоценность очевидна. Но в это же время без сохранения целостности биоты Земли, экологического баланса на ней при изменении планетарных условий жизни, превышающих генетические возможности человека к адаптации, трудно ожидать, чтобы люди как вид могли существовать. Несохранение природы Земли означает гибель для человечества.  [28]

Научно-гуманистическая революция практически уже началась. Она в корне отличается от научно - и инженерно-технической, хотя и является их естественным продолжением. Основные ее черты определены экологическими и экономическими запретами. Они составляют неразрывное единство, в конечном итоге определяющее политику стран. Если что-то мешает, так это инерционность мышления и идеологический маразм, неумение думать. Конечно, идеальные схемы всегда утопичны, они реализуются постепенно и лишь в общих чертах. Однако некоторые штрихи постиндустриального научно-гуманистического общества, как кажется, достаточно очевидны. Однако прежде чем конструировать схему выхода из современного экологического кризиса, следует рассмотреть основные черты экологизации различных сторон человеческой деятельности, которые уже стали достаточно очевидными и зримыми.  [29]



Страницы:      1    2