Cтраница 1
Русское летописание возникло в XI в. [1]
Особенно характерна историческая мифология для русского летописания - знаменитой Повести временных лет Нестора. Инок Нестор жил и трудился в Киево-Печерской лавре - культурном центре Киева, где в XI - XII вв. Отражением этих настроений служит, например, факт переноса Нестором даты похода русов под руководством Аскольда на Царьград на 47 лет ( с 860 г, на 907 г.) и вообще при-писание похода Олегу. Так подвиги древнего руса в войне с Византией оказались совершенными варяжским конунгом. Более того, если внимательно прочесть повествование Нестора, можно заметить, что с 882 по 885 г. Олег одерживает победы над всеми славянскими племенами, в том числе и над платившими дань хазарам. Однако ни о реакции хазар на победы Олега, ни о самих хазарах Нестор не пишет ни слова, причем летописная пауза в рассказе о хазарских делах занимает ни много ни мало 80 лет. Очевидно, летописец вполне сознательно умалчивает о каких-то событиях, но о каких именно - мы можем только догадываться. [2]
Ему принадлежат классические труды по текстологии русского летописания. Шахматов положил начало историческому изучению русского языка. [3]
В науке трудами не одного поколения специалистов установлено, что начало русскому летописанию положено задолго до Нестора и другие имена стоят у его истока. Знать историю создания летописи нужно, чтобы правильно понять ее текст, ее содержание. В этом далеком прошлом выявляется такая последовательность: первый летописный свод был составлен в 1037 - 1039 годах книжниками только что созданной Киевской митрополии и основа свода - это именно Сказание о распространении христианства... В 1060 - 1070 - х годах появляется новый свод, составленный в Киево-Печерском монастыре. Автором его называют инока Никона. [4]
В области филологии крупные труды были созданы А. А. Шахматовым и И. А. Бодуэном де Куртенэ. Шахматову принадлежат капитальные исследования по русскому летописанию и древнерусской литературе. Им были заложены основы изучения русского литературного языка. [5]
С введением христианства укрепляются международные связи Киевской Руси, она равноправным партнером входит в число государств христианской Европы, начинает широко черпать из общего для всей Европы источника культуры: византийского христианизированного наследия Древней Эллады и цивилизаций Востока. На Русь приходит общеславянская кириллическая письменность - из летописного зерна Византии в круге книжников киевской митрополии вырастает могучее многовековое древо русского летописания. [6]
Христианские формулы и нормы неминуемо наполнялись на Руси конкретным историческим, социальным или бытовым содержанием, а после этого принимались или отбрасывались. Следует отметить, что религия и основные философские знания были приняты Русью от Византии через Болгарию, притерты к уже имевшимся верованиям и знаниям и не менялись до XVII в. Совершенно иначе обстояло дело с художественной культурой. Примером тому может служить русское летописание. Летопись вбирает в себя все - скупые исторические документы, религиозные и политические трактаты, литературную повесть, жития святых, географические описания. Дух историзма, зарождавшийся в ней, пронизывает всю русскую литературу. [7]
К науке, тем более марксистской, такой подход имеет отношение самое отдаленное. Исследователь должен оценивать и анализировать всю аргументацию предшественников. Подкупающая критичность Е. Е. Голубинского не должна вводить в заблуждение. Общеизвестно, что авторитет русского летописания, достоверность Повести временных лет со времен В. Н. Татищева и А. Шлецера стоит очень высоко. Еще более странно продолжать именно в этой части ссылаться на Е. Е. Голубинского в наши дни, не замечая огромной работы по изучению летописей рядом советских ученых, их выводов. [8]
К тем, кого викинги не сумели одолеть, они охотно нанимались на службу. Так появляется ( а затем изгоняется за море) варяжская дружина в древнем Новгороде, так оседают варяжские отряды в Старой Ладоге, спускаются к Киеву. Повторять или разоблачать известную легенду о призвании варягов мы здесь не считаем нужным. Достаточно сказать, что в науке она отвергнута давно, и отвергнута весьма аргументированно, причины, по которым варяжская легенда попала в русское летописание, выяснены. Причины эти - политические, и желающие могут обратиться к специальной литературе. [9]
Есть известия, что первые христианские князья, Владимир Св. Ярослав Мудрый основали школы в Киеве и Новгороде для учения книжного. Но, конечно, светское образование в тогдашних условиях не могло получить широкого развития. Настоящими центрами, носителями и рассадниками древнерусского просвещения становятся монастыри, и особенно знаменитый Киево-Печерский монастырь, основанный св. Антонием и приведенный св. В Печерском монастыре возникло и русское летописание: первым летописцем, по преданию, был преп. [10]