Cтраница 3
Мстиславский прибыл в окрестности Рыльска на другой день после бегства оттуда Отрепьева. Лишившись армии, Лжедмитрий не мог укрепить гарнизон Рыльска сколько-нибудь значительными силами. [31]
Если Лжедмитрий I 11 месяцев провел в Кремле, то Лжедмитрий II 21 месяц безуспешно осаждал Москву. В Тушине при Лжедмитрий II из числа недовольных Василием Шуйским бояр ( народ метко назвал их тушинскими перелетами) сложилась своя Боярская дума, приказы. Взятый в плен в Ростове митрополит Филарет был наречен в Тушине патриархом. [32]
По мнению Д. П. Маковского, Лжедмитрий получил трон в 1605 г. не в результате сговора бояр с низами, а при помощи нового подъема крестьянской войны, когда в борьбу вступили горожане... [33]
Отсюда следует, что Лжедмитрий рассчитал наемное войско в июле 1605 г., иначе говоря, сразу после волнений в Москве. [34]
Ратомский вборзе уехал из Москвы в Польшу, где подал жалобу на царя Сигизмунду III. Оправдывая высылку Ратомского, Лжедмитрий подробно перечислял обиды людем своим ( москвичам. [35]
Лжедмитрий был лишь испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Заручившись поддержкой польско-литовских магнатов, Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал римскому папе распространить католицизм в России. Лжедмитрий обещал также передать Речи Посполитой и своей невесте Марине Мнишек, дочери сандомирского воеводы, Север-ские ( район Чернигова) и Смоленские земли, Новгород и Псков. [36]
Василием Шуйским быстро организовали заговор и достигли успеха. Несмотря на споих польских защитников, Лжедмитрий был схвачен и убит. Труп его был сожжен, пеплом заряжена Царь-Пушка, и произведен выстрел - единственный в истории выстрел Царь-Пушки. [37]
Весной 1607 г. в Польше появился Лжедмитрий II, белорусский учитель из Шклова, сын попа. За большое пристрастие к женскому полу он был изгнан из учите-л ей, а о других его привязанностях красноречиво говорит название одного из первых поддержавших его городов - Пропойск. [38]
Чтобы прекратить неблагоприятные для него толки, Лжедмитрий в Путивле стал выказывать особое почтение православным святыням. Когда из Курска в Путивль привезли икону божьей матери, он вышел навстречу к ней и велел устроить крестный ход. [39]
Жолкевский двинулся на Москву. В это время из Калуги к городу приблизился Лжедмитрий II, обратившийся к жителям с призывами открыть ворота природному государю. [40]
Несмотря на настойчивые просьбы Корелы и Беззубцева о помощи, Лжедмитрий смог послать к Кромам лишь небольшой отряд Яна Запорского. В письмах из Путивля иезуиты сообщали, что перед походом Запорский принял у них благословение и что вместе с ним выступили 200 рейтар с конями и 100 пеших поляков. [41]
Здесь надо сказать несколько слов о личности Самозванца. Судя по его поведению, в частности обращению с пленными, Лжедмитрий был человек несколько легко мысленный, но отнюдь не злой. Великодушие и щедрость хорошо сочетались в нем с умением завоевывать людские симпатии. Но, увы, этих качеств было недостаточно для человека, желавшего играть роль московского царя. [42]
Северской земле появился новый самозванец, объявивший себя чудесно спасшимся царем Дмитрием Ивановичем ( т.н. Лжедмитрий II), под знамена которого стали собираться все недовольные правительством Василия Шуйского. [43]
Со смертью Бориса Годунова начался второй этап кризиса власти в России - социальный ( 1 605 - 1 609) - в Польше объявился Лжедмитрий I, , который в то трудное время, демагогически используя идею доброго царя с помощью польских магнатов вторгается в страну с целью осуществления раздела России. [44]
Лжедмитрий был лишь испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Заручившись поддержкой польско-литовских магнатов, Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал римскому папе распространить католицизм в России. Лжедмитрий обещал также передать Речи Посполитой и своей невесте Марине Мнишек, дочери сандомирского воеводы, Север-ские ( район Чернигова) и Смоленские земли, Новгород и Псков. [45]