Cтраница 1
Мертон, автор теории двойной неудачи, считает, что если молодой человек не может удовлетворить своих потребностей ни в легальной творческой деятельности, ни в активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки Такой деятельностью, которая ведет его к саморазрушению как личности. В условиях, когда часть молодежи не имеет возможности для достойного профессионального или личного самовыражения, уход в алкоголизм, наркоманию или примитивный секс становится своеобразным компенсаторным средством. [1]
Мертон: эти последствия являются результатом взаимодействия деятельности и объективной ситуации, условий деятельности. [2]
Мертон: общность фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизни. [3]
Мертон рассматривает аномию как рассогласование легитимных средств и одобренных целей в обществе. Он анализирует, каким образом социальные и культурные ценности способствуют рассогласованию легитимных средств и социально одобренных целей, создавая разобщенность и ведя к девиантному поведению отдельных общественных групп. В классическом эссе Социальная структура и аномия ( в кн. Социальная теория и социальная структура, 1957) он показывает, что открытое общество создает условия для непомерной вертикальной социальной мобильности и финансовых поощрений, и отделяет эти культурные цели экономического успеха от легитимных структурных средств ( образовательного уровня и упорной работы), с помощью которых они достигаются. Мер-тону, американская система ценностей создает почти универсальное стремление к успеху и обосновывает ряд нормативно одобренных средств, гарантирующих достижение целей. Вместе с тем структура экономических ресурсов в таком обществе позволяет добиваться успеха лишь некоторым привилегированным группам и классам. [4]
Мертон формулирует теорему функционального анализа: точно так же, как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, одни и те же функции, необходимые для жизнедеятельности разных социальных групп, могут выполняться разными социальными структурами и культурными формами. Мертон приходит к пониманию функциональных альтернатив и эквивалентов. [5]
Мертон обращает на разделение функций на явные и латентные, для того чтобы разграничить субъективные категории мотивации и объективные категории функции. Введение различия между явными и скрытыми функциями предотвращает замену социологического анализа наивными моральными оценками. [6]
Мертон развертывает парадигму структурно-функционального анализа как модель постановки проблем и их решений. [7]
Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, но от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными ( институциональными) средствами, с помощью которых эти цели осуществляются. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены. Неравенство, существующее в обществе, служит тем толчком, который заставляет члена общества искать нелегальные средства и цели, т.е. отклоняться от общепринятых культурных образцов. Действительно, когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей ( легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом. [8]
Мертон полагает, что постоянное неукоснительное следование формальным правилам, уступчивость и конформизм, проявляющиеся при этом, в конечном счете приводят к потере индивидами способности принимать самостоятельные решения. Постоянная опора на правила и руководства к действию приводит к тому, что они становятся всеобщими и окончательными, а их соблюдение - основной задачей и результатом. Все это обуславливает отказ представителей бюрократии от творческого, самостоятельного мышления и даже от компетентности. [9]
Мертон дал членам таких обществ некоторые основные социально-психологические характеристики: 1) чувство того, что те, кто управляет государством, равнодушны к чувствам и стремлениям его рядовых членов; 2) чувство того, что рядовой член общества не может достичь основных своих целей в обществе, которое видится как непредсказуемое и беспорядочное; 3) общее ощущение тщетности и бесполезности приложения усилий; 4) убеждение в том, что невозможно рассчитывать на какую-либо социальную и психологическую поддержку со стороны институтов данного общества [ 187, с. Мертон полагает, что комплекс чувств и мотивов такого рода можно рассматривать как разновидность аномии. [10]
Мертон полагает, что в результате неукоснительного следования формальным правилам, проявляющихся при этом уступчивости и конформизма работники управления теряют в конечном счете способность принимать самостоятельные решения. [11]
Мертон, выдающийся американский социолог, счастливо сочетавший в своей научной деятельности эмпирические и теоретические исследования, эмпирическое исследование выходит далеко за рамки пассивной роли верификации и проверки теории - оно не только подтверждает или опровергает теорию, а выявляет непреднамеренные, неожиданные для исследователя данные, связи. Последние могут стать отправными точками в создании абсолютно новой теоретической модели, гипотезы, которая может значительно отойти от исходной теоретической модели. Более того, нескончаемость теоретического поиска в социологии ( как, впрочем, и в физике, химии и других опытных науках) нередко основывается на необходимости объяснения непреднамеренных, неожиданных эмпирических результатов. [12]
Мертон Миллер объяснял предложенный подход к исследованию структуры капитала, используя представление о пироге: Представьте себе, что фирма - это огромная пицца, разделенная на четыре части. [13]
Мертон, судят не по тому, какие цели преследуют люди, взаимодействуя с партнерами, а по тому, какие последствия, реальную пользу это взаимодействие имеет для общества. [14]
Мертон обращает внимание на объективное ( независящее от отдельных индивидов) противоречие между ценностями-целями индивидуального развития, на которых акцентирует внимание общество ( в данном случае. Каждый индивид должен решить, какие средства избрать для достижения одобряемых, утверждаемых обществом целей. [15]