Cтраница 1
Метод познания лишь тогда может быть научным, когда он отражает объективные законы самой действительности. [1]
Методом познания и отображения информации, как предмета исследования, является практика - критерий истины, теоретические исследования и расчеты. [2]
Методом познания, дающим общее направление, методологические установки для исследования всех без исключения тел и явлений реального мира, является, как известно, диалектический метод. В конкретном исследовании наряду с общими принципами диалектико-мате-риалистического метода используются частные научные методы. [3]
Диалектика как метод познания включает сформулированный еще Гегелем принцип историзма, в соответствии с которым любой предмет научного изучения должен рассматриваться всесторонне, в развитии и самодвижении, что позволяет выявлять его конкретные свойства и взаимосвязи с учетом особенностей той или иной эпохи. Это предполагает рассмотрение фактов и явлений практики воспитания в контексте всей школьной системы и школьных традиций; анализ идей, теорий педагогов прошлого - в связи с учетом их целостных концепций воспитания, а также философских и социальных концепций. [4]
Одним из методов познания и проверки теории является, как известно, сравнительный анализ противоположных точек зрения. Нечто подобное было предпринято американскими учеными в конце 70 - х годов текущего столетия. Хроматограмма искусственной нефти, образованной воздействием соляной кислоты на карбид железа, характеризуется сглаженной, невыразительной конфигурацией. Это указывает на отсутствие в ней каких-либо характерных молекул углеводородов. График алкановой фракции синезеленых водорослей показывает, что в их составе преобладает один характерный вид углеводородных молекул. Хроматограмма живой нефти из залежи имеет несколько пиков, что отражает присутствие в ней комплекса характерных молекул углеводородов. [5]
Научные основы методов познания разработаны К. Рассмотрим обоснование методологии системного анализа. [6]
Одним из методов познания процессов, обеспечивающих повышение эффективности капитального строительства в отрасли, является системный анализ, основанный на исследовании операций. [7]
Большинство общих особенностей метода познания были приведены в главе о мышлении. Они характерны для работы ума вообще: постановка проблемы, сбор и анализ данных, проектирование и разработка предложений или идей, экспериментальное применение и проверка; итоги или заключение. Конкретные элементы индивидуального подхода к проблеме обнаруживаются во врожденных склонностях, а также в приобретенных привычках и интересах. [8]
Известно два общих метода познания: индуктивный и дедуктивный. [9]
Численное моделирование служит методом познания, дополняющим чисто теоретические, аналитические или экспериментальные исследования, и позволяет исследовать новые физические явления или же дать более точное описание тех процессов, которые уже были предсказаны теоретически или исследованы лабораторным путем. Тесная связь моделирования с теорией и экспериментом дает наилучшие результаты в работе. [10]
Главное, что отличает метод познания Эйнштейна - это отрицание пути от опыта к построению теории. Вместе с тем это отрицание является наиболее слабым пунктом его гносеологии. [11]
Экспериментальные исследования - это метод познания явлений и предметов объективной действительности в процессе их изменения в относительно изолированных и контролируемых условиях. Исследования должны осуществляться только на основе системной теории печей, определяющей постановку задачи эксперимента и интерпретацию его результатов. [12]
В химии используется несколько методов познания природы и свойств вещества. Наиболее употребительный препаративный метод состоит в проведении соответствующей реакции, выделении, очистке и химическом анализе исследуемого вещества. По реакциям, в которые вступает полученное вещество, можно определить его химические свойства и структуру. [13]
Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: 1) планомерность; 2) целенаправленность; 3) активность; 4) систематичность. [14]
Для сравнения: искусство ( художественный метод познания) ориентировано на уникальную личность творца, его субъективное видение мира; наука же стремится к обезличенному знанию. Но и эти различия во многих случаях условны: в процессе научных исследований ученые часто испытывают эстетические переживания. [15]