Cтраница 1
Православное богословие не ограничивается констатацией надисторического характера церкви, а стремится вывести ее всецело за рамки земной человеческой организации и представить как космическое, вселенское начало. В полноту церкви, согласно этому подходу, включается не только человеческий род, но и все живое, все существующее, весь Богом созданный Космос. Наиболее ярко данный подход представлен в главной работе крупнейшего богослова начала XX века П. А. Флоренского Столп и утверждение истины. [1]
В православном богословии, когда речь идет о нравственных вопросах, на первое место чаще всего выдвигается самая жизнь Основателя христианства, как воплотившая в себе идеал совершеннейшего пути ко спасению. В этом плане Благовещение Архангела Гавриила Марии Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою; благословенна Ты между женами представляет собой символическую форму христианского понимания начала человеческой жизни. Приведенный принцип ставит под сомнение утверждение, что плод есть всего лишь часть материнской ткани. [2]
Впрочем и вся история православного богословия показывает, что собственно философская проблематика в большинстве случаев была необязательна для церковного мышления и только вносила излишнее смятение, нарушая спокойствие монументального вероисповедного традиционализма. [3]
Одна из главных задач православного богословия того времени осмысливается обновленцами, как задача религиозно-нравственного освещения Октябрьской социа-ли Ьтической революции. [4]
В средневековой культуре Московской Руси философские идеи были столь же тесно связаны с традицией православного богословия. [5]
Впоследствии он утрачивает былое влияние, но и по сей день остается в числе излюбленных тем православного богословия. [6]
Истине соответствует позициям христианства. Существуют модели, опирающиеся на другие религии или науку. Есть то, что в православном богословии именуется как призывающая благодать. Это то действие Божие, которое происходит вне Церкви, то касание Богом человеческого сердца, которое поворачивает это сердце к вере. Значит, каждый выбирает свой путь не один, а с Помощником - это ( в зависимости от наших устремлений ( от того, как мы распорядились представленной нам Создателем свободой)) либо Создатель, либо Зло. Как же определить истинное, а не кажущееся нам направление своих устремлений. Таким образом, христианское понятие этика благодати может быть переведено на язык философии как этика радости, любви и красоты. [7]
Конфессиональная специфика православия включает также и своеобразие богословского истолкования догматики. Наибольшее внимании мыслителей восточной церкви уделялось той грани представлений о Христе, которая запечатлела человеческое воплощение божественного Логоса-Слова, что позволяло раскрыть верующим путь ж духовному и телесному воссоединению с Богом. К причинам подобной акцептации христоло-гической темы мсжно отнести, в частности, исторические обстоятельства, в которых складывались традиции православного богословия. [8]
Дискуссии о том, когда зарождается философская мысль России, идут уже давно и, надо полагать, будут продолжаться и в дальнейшем. Определить более или менее точную дату рождения философской традиции, в особенности древней, крайне сложно. Именно благодаря православному богословию Русь восприняла философскую традицию античности. [9]