Cтраница 1
Задача педагога на этапе целеполагания - учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которая предусматривается в будущем деле. Должны быть получены совершенно определенные ответы на вопросы: а) Каков коллектив, на который направляется воспитательное воздействие. [1]
Таким образом, общая дидактика определяет роль и задачи педагога в процессе обучения, формы, методы и средства последовательно-логического, сознательного и образного ( наглядного) процесса накопления знаний и формирования личности. Развитие общей дидактики, обобщение опыта обучения позволяют создать и далее совершенствовать модель рационального учебного процесса с учетом достижений науки и техники. Между общей дидактикой и обучением в высшей школе имеется органическая - взаимосвязь и обусловленность. [2]
Невольные искажения памяти особенно ярко проявляются у детей, и хотя психологическая природа обеих форм поведения одинакова, однако в реальном поведении на долю каждой из них выпадает своя специальная функция, и поэтому задачей педагога является провести возможно более точное разграничение фантазии от действительности. [3]
Очень часто говорят, что задача психологии в отношении процессов обучения заключается в том, чтобы установить, в какой мере развились у ребенка те функции, те способы деятельности, те умственные способности, которые необходимы для усвоения известных областей знания и приобретения определенных навыков. Задача педагога заключается в том, чтобы установить, насколько эта функция созрела для того, чтобы обучение арифметике стало возможным. [4]
Надо подчеркнуть, что задачи педагога контрольных классов были существенно облегчены изъятием из всех классов слабых учащихся. [5]
Европе, прежде всего в Германии, и задача русских педагогов состоит якобы лишь в том, чтобы разумно применить ее выводы к российской школе. [6]
Мы заключим это изложение взглядов Лобачевского на преподавание в университете еще следующей его фразой: Я могу сказать, со страстью углублялся за далекими видами великих математиков и думаю, что их постигаю, но преподавая долгое время, различаю совершенства науки от преимущества преподавания. Научно выдержанная точность не всегда может быть совмещена с интересами преподавания, особенно раннего; задача педагога найти в этом отношении наиболее целесообразные пути. Это, быть может, до некоторой степени расходится со взглядами Да-ламбера ( см. стр. Лобачевский был так близок; но есть границы, за которыми этих взглядов уже нельзя полностью провести, и правда здесь полностью на стороне Лобачевского. Здесь, как и повсюду, проявляется чрезвычайная независимость его мысли, не подчиняющаяся авторитету, как бы высоко он ни стоял. [7]
Стало уже традиционным мнение о том, что мощным средством интенсификации обучения являются компьютеры. Поэтому предпринимаются попытки ускорить поставку в систему народного образования компьютерной техники высокого качества и создать опережающий задел учебных программ, разработать широкий набор методик преподавания предметов с применением персональных ЭВМ. Задача педагога в этой связи - определить и обеспечить те условия, при которых такая интенсификация действительно достигается. [8]
Человеку от природы присущ безусловный ориентировочный рефлекс почему. Его особенно ярко обнаруживают маленькие почемучки, а также первоклассники. Задача педагогов состоит в том, чтобы в. [9]
Преобразование житейского опыта в иную форму несводимо ни к соединению его с новым, ни к приобретению учениками большей сноровки в обращении с уже имеющимся. Необходимо, чтобы новый опыт интеллектуально связывался с прежним, а это означает сознательные попытки формулирования основных фактов и идей. Таким образом, задача педагога - отобрать те факты в пределах существующего опыта, с помощью которых потенциально возможно поставить новые проблемы, побуждающие к дополнительным наблюдениям, расширяющим область последующего опыта. Учитель должен постоянно рассматривать завоеванное интеллектуальное пространство не как нечто приобретенное на вечное пользование, но как средство и инструмент для открытия новых областей, предъявляющих новые требования к уже имеющимся способностям наблюдать и творчески использовать память. Непрерывность и внутренняя связь этапов роста должны постоянно находиться в поле внимания учителя. [10]
Обычно любая деятельность, которой занимаются ради нее самой, выходит за свои непосредственные рамки. Она не ждет пассивно, что кто-то преподнесет информацию, способную расширить ее смысл; она сама ее активно разыскивает. Любопытство есть не что иное, как склонность выявлять связи. Задача педагогов - так подавать детям знания, чтобы склонность к расширению опыта плодотворно проявлялась и постоянно сохраняла свою активность. [11]
Чего хочет учащийся - главный вопрос для учителя. Когда мы намерены поймать мышь, то кладем в мышеловку не спелую вишню, а кусочек сыра, учитываем не наши собственные вкусы, а вкусы грызуна. Так достигаем своих целей. Не пытайтесь его ломать и переделывать: он не виноват в своих желаниях. Задача педагога - сменить направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями. [12]
В состав группы включают и сильных и слабых учеников. Поскольку все действуют единым фронтом, то сильные стараются помочь слабым, а слабые прилагают все усилия, чтобы не подвести группу. В соответствии с требованиями принципа уравниловки сильные не могут демонстрировать свои способности, так как будут сочтены выскочками: ведь в группе все равны. И им приходится концентрировать усилия на подтягивании слабых до уровня всей группы. Пассивным оставаться нельзя, пассивность оборачивается потерей лица. Задача педагога заключается главным образом в том, чтобы и сильные и слабые сохраняли свое достоинство. Если эта задача будет решена, успех придет сам собою. [13]
В частности, здесь будут преобладать методы беседы и наглядности, несколько уменьшится доля самостоятельной работы с литературой. Вместе с тем учет возможностей класса не должен означать приспособления к нему: задача педагогов - развивать возможности класса. [14]