Заместительница - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
И волки сыты, и овцы целы, и пастуху вечная память. Законы Мерфи (еще...)

Заместительница

Cтраница 2


С первого взгляда может показаться, что эта точка зрения гораздо прогрессивнее предыдущей, ибо если первая в основу клала полное разъединение процессов обучения и развития, то вторая придает обучению центральное значение в ходе детского развития. Однако ближайшее ее рассмотрение показывает, что при всей видимой противоположности обеих точек зрения они в основном пункте совпадают и оказываются очень похожими друг на друга. Воспитание, по Джемсу, лучше всего может быть определено как организация приобретенных привычек поведения и наклонностей к действию. Само развитие тоже сводится в основном к накоплению всевозможных реакций. Всякая приобретенная реакция, согласно Джемсу, обыкновенно есть либо более сложная форма, либо заместительница той прирожденной реакции, которую данный предмет первоначально имел тенденцию вызывать. Для Джемса каждый человек является просто живым комплексом привычек.  [16]

Во-вторых, представления о наличных и об отсутствующих симптомах, взаимно поддерживая и проверяя друг друга, должны воспроизвести представление именно той болезни, для которой характерна наличная совокупность симптомов. Условием этого является одновременная деятельность или, по крайней мере, большая близость к сознанию всех этих представлений, чтобы при возникновении неверного представления о болезни тотчас же оживали представления противоречащих ему симптомов и не допускали бы его. Напротив, неверный диагноз будет опираться лишь на одну часть объективно существующих симптомов, например, на симптомы, выраженные сильнее прочих или говорящие в пользу очень распространенной или особенно привычной болезни. Более редкое, более скрытое, хотя само по себе не неизвестное, не пробуждается наличными восприятиями; поэтому оно лишено всякого действия. Духовная переработка множества разъединенных данных в осмысленную связь физических или исторических явлений, философских или поэтических мыслей, возвышение над многочисленными пробелами и противоречиями чувственного восприятия или показаний свидетелей, учитывание сразу многих руководящих факторов при выборе средств для достижения цели, искусное приспособление этих средств к изменяющимся обстоятельствам, внезапные повороты, новые приобретения, - одним словом, всестороннее применение многочисленных наблюдений в пользу одной господствующей над всеми этими разрозненными моментами, хотя и замечаемой иногда только мимолетно и в качестве заместительницы, объединяющей мысли, - осуществление таких операций характеризует высшую деятельность познающего мышления. В основе его в качестве элементарного процесса лежит не одна память и не одно внимание, но соединение обоих при совместном и высшем развитии различных сторон, которые можно в них различить: верность, богатство, и быстрота памяти, энергия, сосредоточенность и в то же время широта и подвижность внимательного мышления.  [17]



Страницы:      1    2