Cтраница 1
Дидактические принципы ( принципы дидактики) - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями. [1]
Дидактические принципы - это ступени, ведущие через все уровни знания теории обучения. [2]
Дидактические принципы - часть дидактического научного аппарата; видимо, на этом основании можно априорно распространить только что сделанный нами вывод на проблему взаимодействия принципов в общей дидактике и дидактике высшей школы. Мы, однако, рассмотрим этот вопрос особо, хотя и в краткой форме. [3]
Приведенные дидактические принципы имеют большое воспитательное значение. [4]
Дидактическому принципу систематичности и последовательности подчинена и схема урока, которая также усложняется от этапа к этапу. [5]
Этот дидактический принцип - важное ус ловие успеха внеклассной работы. [6]
Поскольку исторически дидактические принципы возникли как обобщение практики преподавания, значительная их часть является общей для всех дидактических систем и школ. В современной западной дидактике помимо таких общих принципов, как последовательность и систематичность, активность обучаемого и др., встречаются новые формулировки. [7]
Однако дидактический принцип единства теории и практики в его современном толковании не позволяет определить, какой оптимально должна быть теория и какой - практика обучения в высшей школе в решении задач профессиональной подготовки в настоящем и будущем. [8]
Использование дидактических принципов в практике учебной работы повышает требование к знанию преподавателем психологических основ обучения в высшей школе. Без учета достижений психологии как науки нельзя правильно оценить поведение студента на различных этапах обучения, учесть его умственные возможности, определить психолого-педагогические пути в управлении учебным процессом. [9]
Количество дидактических принципов может увеличиваться по мере выявления новых закономерных особенностей учебного процесса и постановки новых задач высшей школой. [10]
Реализация дидактических принципов возможна только при правильном учете психофизиологических факторов молодого человека, анализе и учете всех звеньев процесса восприятия и переработки учебной информации в знания, умения и навыки. Другими словами, требуется; оптимальное построение всего учебного процесса. [11]
Одним из важнейших дидактических принципов является принцип прочности результатов учебного процесса. Реализация этого принципа позволит сделать существенный шаг на пути к обеспечению оптимального сочетания задач образования, коммунистического воспитания и психического развития школьников в процессе обучения, что вытекает из социального заказа, выполняемого советской школой. Знания должны носить действенный, а не пассивно-созерцательный характер. Это ориентирует педагогов на обеспечение единства знаний и убеждений, единства слов и действия, сознания и поведения. [12]
Обоснованная критика ряда дидактических принципов была дана В. В. Давыдовым в книге: Философско-психологические проблемы развития образования. [13]
Необходимым условием реализации дидактического принципа непрерывности является обеспечение преемственности всех звеньев цепи школа-колледж-вуз посредством внедрения линейных программ. [14]
Итак, следование дидактическому принципу научности требует, с одной стороны, анализа состояния соответствующей науки, внесения в учебный предмет новых научных фактов и исключения устаревших, что, безусловно, относится к совершенствованию научного уровня обучения и к модернизации его содержания, так как таким путем изменяется номенклатура изучаемых учебных элементов. [15]