Cтраница 1
Защита прав налогоплательщика путем предъявления подобных исков целесообразна в случаях, во-первых, когда нет ненормативного акта налогового органа, который повлек излишнюю уплату или взыскание сумм с налогоплательщика и который мог бы быть предметом обжалования, и, во-вторых, когда необходимо получение исполнительного документа, с помощью которого налогоплательщик мог бы добиться принудительного исполнения судебного решения о возврате сумм из бюджета. [1]
Основной способ защиты прав налогоплательщиков - обращение в налоговые или судебные органы в соответствии с правилами о подведомственности. [2]
Административный способ защиты прав налогоплательщика заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы налоговых органов без передачи спора в суд. [3]
С точки зрения защиты прав налогоплательщика весьма важно положение ст. 16 НК об обязательной периодической публикации сведений о региональных и местных налогах и сборах и их основных положениях. В отношении региональных налогов и сборов такая публикация должна ежеквартально производиться ГНС РФ, а в отношении местных налогов и сборов - соответствующими региональными налоговыми органами не реже одного раза в год. [4]
Что же может являться дополнительной гарантией защиты прав налогоплательщика. [5]
В-шестых, конституции все чаще предусматривают защиту прав налогоплательщиков. [6]
Раздел VII Кодекса регламентирует лишь один способ защиты прав налогоплательщиков и иных обязанных лиц - обжалование актов налоговых органов и действий ( бездействия) их должностных лиц. [7]
В-третьих, большое внимание КС РФ уделяет проблемам содержания законов о налогах, защиты прав налогоплательщиков. [8]
Следует отметить, что Кодекс в целом воспринял подходы Основ к регулированию вопросов защиты прав налогоплательщиков, нарушенных в сфере налогообложения. Имея в виду, что в подобных случаях речь фактически идет о нарушении права собственности, принадлежащего налогоплательщику как участнику гражданского оборота, законодатель справедливо посчитал нецелесообразным создавать в Кодексе альтернативное регулирование способов и порядка защиты названного права. [9]
Кодекс не определяет всех возможных случаев, когда нормативный акт устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков или улучшает правовое положение налогоплательщиков. Однако в зависимости от того, устанавливает ли нормативный акт дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщика или улучшает его правовое положение, он имеет обратную силу либо во всех случаях, либо только в прямо предусмотренных законом. [10]
Законодательные акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. [11]
Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу. [12]
В обязанностях налоговых органов произошли некоторые изменения, которые, на наш взгляд, направлены на создание правовых гарантий для соблюдения и защиты прав налогоплательщиков. Следует обратить внимание на следующие моменты. [13]
Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. [14]
Безоговорочно обратной силой обладают лишь такие акты законодательства о налогах и сборах, которые устраняют или смягчают ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц, такие акты имеют обратную силу. [15]