Cтраница 3
В Законе впервые были установлены экологические права граждан и их гарантии, что оказало существенное воздействие на содержание ст. 42 Конституции РФ 1993 г., а также полномочия граждан и их объединений в области охраны окружающей среды, включая их обязанности ( разд. Эта часть Закона отразила в максимальной степени тенденции, наметившиеся в сфере установления и защиты экологических прав граждан в разных странах. [31]
В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма также имеет непосредственное отношение к праву окружающей среды, прежде всего в части обеспечения соблюдения и защиты экологических прав каждого. Достойная жизнь человека, которая должна обеспечиваться в социальном государстве, включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические компоненты. В той мере, в какой проблемы окружающей среды затрагивают экологические интересы человека, эти проблемы носят социальный характер. Соответственно последовательное их решение в интересах человека и общества с помощью средств права окружающей среды является инструментом создания в России социального государства. [32]
Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина. [33]
Развитие рыночных отношений в России на современном этапе оказывает существенное влияние на развитие современного экологического права. В условиях рынка появляются некоторые новые явления, которые нельзя не учитывать применительно к регулированию природопользования и охраны окружающей среды, защиты экологических прав и законных интересов граждан и предпринимателей. Они касаются, в частности, введения многообразия форм собственности на природные ресурсы, приватизации государственного имущества, банкротства и ликвидации предприятий и иных объектов. Соответственно в законодательстве должны быть предусмотрены нормы, обеспечивающие учет экологических требований и обязательств при приватизации, банкротстве и ликвидации предприятий и других объектов. [34]
Уголовная ответственность устанавливается нормами УК РФ, в основном помещенными в гл. Ее целями являются защита уголовно-правовыми средствами правил охраны окружающей среды, установленного нормативно-правовыми актами порядка деятельности, связанной с использованием природных ресурсов или воздействием на состояние и качество окружающей среды, защита экологических прав и интересов граждан, обеспечение экологической безопасности населения и территорий, предотвращение уничтожения ( гибели) объектов природы, ухудшения качества окружающей среды. [35]
Приведенная классификация видов экологических отношений - принципиальная, наиболее важная, целесообразная и научно обоснованная. Ее целесообразность заключается во взаимосвязанном, одновременном решении в праве комплекса проблем, касающихся принадлежности природных ресурсов, распоряжения ими, обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны природы от разных форм деградации, защиты экологических прав и законных интересов человека. Научная обоснованность такой классификации подтверждается природоресурс-ным законодательством ( земельным, водным, горным и др.), в котором регулируются отношения собственности на соответствующий природный ресурс, по его использованию и охране, а также доктриной земельного, водного, горного и иного природоресурсно-го права. [36]
Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. [37]
Системные элементы экологизации. [38] |
В ряде международных соглашений, в частности таких, как Деловая хартия устойчивого развития Международной торговой палаты ( Mill), присутствуют принципы и требования отражения экологических факторов на потребительском рынке и в деятельности торговли. В частности предусмотрено разрабатывать и обеспечивать продукты и услуга, не производящие неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Указанные продукты и услуги должны быть безопасными в использовании, эффективными в отношении потребления энергии и природных ресурсов и имеющими потенциал безопасной переработки, вторичного использования или утилизации. Для защиты экологических прав потребителей предусмотрено их консультирование, а при необходимости и обучение, ознакомление распространителей и общественности с информацией по экологически безопасному использованию, транспортировке, хранению и удалению предлагаемых продуктов. [39]
Международный экологический суд может рассматривать широкий круг споров. В него включаются споры, связанные с загрязнением окружающей среды соседнего государства и возмещением экологического вреда; недопущением, приостановлением или прекращением экологически вредной деятельности. Он рассматривает также споры, касающиеся использования и охраны разделяемых двумя и более государствами природных ресурсов. В числе некоторых других - споры о защите экологических прав граждан. [40]
Преподавание экологического права имеет свои конкретные задачи. Они определяются потребностями общества и государства в подготовке юристов-экологов, обладающих современными знаниями в данной сфере. В свою очередь, юристы-экологи призваны сыграть существенную роль в обеспечении экологического компонента развития России как правового и социального государства. Общая потребность Российского государства в юристах-экологах определяется потребностями органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в обеспечении их оптимального функционирования и решения специфических задач в области природопользования, охраны окружающей среды и защиты экологических прав. Как уже было отмечено, в настоящее время органы государственной власти, а также предприятия почти не имеют высококвалифицированных юристов-экологов. Проблема усугубляется тем, что в стране пока не осознана и потребность в них. [41]
Как уже было отмечено, не вся информация, в частности, в области охраны окружающей среды, может быть открытой для свободного доступа к ней. Мировая практика развивается по пути установления режима ограниченного доступа в отношении части экологически значимой информации. Речь идет о сведениях, составляющих тайну. По российскому законодательству существует тайна государственная, служебная, коммерческая, банковская, врачебная, тайна исповеди. В большей или меньшей мере эти разновидности тайны существуют и в сфере охраны окружающей среды и защиты экологических прав и интересов граждан, общества и государства. [42]