Историческая аналогия - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Ничто не хорошо настолько, чтобы где-то не нашелся кто-то, кто это ненавидит. Законы Мерфи (еще...)

Историческая аналогия

Cтраница 3


В период работы в Deutsche-Briisseler-Zeitung ярко раскрылся талант Маркса как революционного публициста. Важным арсеналом для Маркса-журналиста служили его всеобъемлющая эрудиция, умение свободно пользоваться меткой исторической аналогией, литературными сравнениями, образами великих художников слова.  [31]

В период работы в Deutsche-Brusseler-Zeitung ярко раскрылся талант Маркса как революционного публициста. Важным арсеналом для Маркса-журналиста служили его всеобъемлющая эрудиция, умение свободно пользоваться меткой исторической аналогией, литературными сравнениями, образами великих художников слова.  [32]

В исследовании будущего применяется обширный и многообразный арсенал научных методов, специальных методик, логических и технических средств познания. Янч насчитывал их около 200, и его перечень не является исчерпывающим. Однако основные методы социального прогнозирования сводятся к следующим пяти ( остальные же являются их различными сочетаниями и вариациями): 1) экстраполяция; 2) историческая аналогия; 3) компьютерное моделирование; 4) сценарии будущего; 5) экспертные оценки. Каждый из этих методов предвосхищения будущего имеет свои достоинства и недостатки. Точность экстраполяции, например, резко убывает по мере продвижения в будущее, которое никак не может быть простым количественным продолжением настоящего. Весьма ограничена применимость к предвидению будущего исторической аналогии, ибо будущее человечества никак не может в своих основных чертах свестись к повторению прошлого. Это прекрасно понимал Гегель, который остроумно писал: Правителям, государственным людям и народам с важностью советуют извлекать поучения из опыта истории. Но опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее.  [33]

Делалось все более ясным, что исторические сопоставления и аналогии, как правило, имеют в виду лишь форму протекания процессов, но не само их содержание. Сторонники данной теории ( Шпенглер, Тойнби) утверждали, что именно в форме протекания исторических процессов, в характеризующем их общем стиле культуры и выражаются внутренние зависимости истории. По их мнению, исторические аналогии не нуждаются в обосновании, они самодостоверны.  [34]

КУЛЬТУРНЫХ ЦИКЛОВ ТЕОРИЯ - учение о неизбежной повторяемости в историко-культурном развитии, выросшее из кризиса сравнительно-исторического метода. Делалось все более ясным, что исторические сопоставления и аналогии, как правило, имеют в виду лишь форму протекания процессов, но не само их содержание. Сторонники данной теории ( Шпенглер, Тойнби) утверждали, что именно в форме протекания исторических процессов, в характеризующем их общем стиле культуры и выражаются внутренние зависимости истории. По их мнению, исторические аналогии не нуждаются в обосновании, они самодостоверны.  [35]

КУЛЬТУРНЫХ ЦИКЛОВ ТЕОРИЯ - учение о неизбежной повторяемости в историко-культурном развитии, выросшее из кризиса сравнительно-исторического метода. Делалось все более ясным, что исторические сопоставления и аналогии, как правило, имеют в виду лишь форму протекания процессов, но не само их содержание. Сторонники данной теории ( Шпенглер, Тойнби) утверхдали, что именно в форме протекания исторических процессов, в характеризующем их общем стиле культуры и выражаются внутренние зависимости истории. По их мнению, исторические аналогии не нуждаются в обосновании, они самодостоверны.  [36]

КУЛЬТУРНЫХ ЦИКЛОВ ТЕОРИЯ - учение о неизбежной повторяемости в историко-культурном развитии, выросшее из кризиса сравнительно-исторического метода. Делалось все более ясным, что исторические сопоставления и аналогии, как правило, имеют в виду лишь форму протекания процессов, но не само их содержание. Сторонники данной теории ( Шпенглер, Тойнби) утверждали, что именно в форме протекания исторических процессов, в характеризующем их общем стиле культуры и выражаются внутренние зависимости истории. По их мнению, исторические аналогии не нуждаются в обосновании, они самодостоверны.  [37]

Такие речи были бы жалкими увертками, подменом конкретного исторического вопроса абстрактными соображениями, которые ровно ничего не выясняют и служат лишь прикрытием бедности или политической растерянности. Такая ссылка тем более может быть полезна, что у нас наблюдается ряд признаков такого же и даже еще более резкого разделения буржуазии на реакционную и революционную, - разделения, отсутствовавшего, напр. В сущности говоря, и поставленные нами выше коренные вопросы о положении русской революции можно формулировать, применительно к аналогии с Германией ( разумеется, в том условном и ограниченном смысле, в каком только и допустима вообще историческая аналогия), такими словами: 1847 или 1849 год. Переживаем ли мы ( как Германия в 1847 году, когда созывалась и была созвана немецкая госуд.  [38]

И партийность как статус по наследству не передается. В несколько большей степени походят на сословные деления установленные различия между работниками государственных предприятий и колхозниками. Ибо приниженное положение последних, обложение их дополнительными государственными повинностями официально увязываются с недоразвитостью колхозно-кооперативной собственности. Вдобавок, до того, как, уже в 1960 - е годы колхозникам стали выдавать паспорта, их сословное положение было фактически пожизненным и наследственным. Впрочем, силу исторических аналогий и в этом случае преувеличивать не стоит.  [39]

Скорее всего, если уместна историческая аналогия, - это своеобразный симбиоз бонапартизма и цезаризма при опоре на бюрократический партийный, советский и административный аппарат.  [40]

В исследовании, осуществленном недавно под эгидой Американской академии искусств и наук и изданном в виде книги Железнодорожная и космическая программы - исследование с позиций исторической аналогии [373], ставилась задача проверить возможность систематизированного использования исторических аналогий для многоуровневого прогнозирования - в данном случае исходя из технологического уровня или уровня функциональных технологических систем, с намерением дойти до социального уровня. Результаты исследования представлены в книге в виде серии из семи статей, в которых рассматриваются политические, технологические, экономические, социальные и интеллектуальные аспекты распространения железных дорог в XIX в. Статьи написаны специалистами по прошлому столетию, которые ( за двумя незначительными исключениями) не отваживаются делать какие-либо утверждения или сопоставления с космической программой. Статьям предпослана вводная глава, в которой редактор книги Брюс Мазлиш делает попытку сформулировать все выводы, касающиеся исторической аналогии.  [41]

В исследовании будущего применяется обширный и многообразный арсенал научных методов, специальных методик, логических и технических средств познания. Янч насчитывал их около 200, и его перечень не является исчерпывающим. Однако основные методы социального прогнозирования сводятся к следующим пяти ( остальные же являются их различными сочетаниями и вариациями): 1) экстраполяция; 2) историческая аналогия; 3) компьютерное моделирование; 4) сценарии будущего; 5) экспертные оценки. Каждый из этих методов предвосхищения будущего имеет свои достоинства и недостатки. Точность экстраполяции, например, резко убывает по мере продвижения в будущее, которое никак не может быть простым количественным продолжением настоящего. Весьма ограничена применимость к предвидению будущего исторической аналогии, ибо будущее человечества никак не может в своих основных чертах свестись к повторению прошлого. Это прекрасно понимал Гегель, который остроумно писал: Правителям, государственным людям и народам с важностью советуют извлекать поучения из опыта истории. Но опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее.  [42]

Это есть отрицание наличия диктатуры пролетариата в СССР. Какой позиции держался в этой области Троцкий, скажем, года три тому назад. Вы знаете, что они брали тогда примеры из области французской революции, утверждая, что большевики должны потерпеть такое же крушение, какое потерпели в свое время якобинцы во Франции. Вы знаете, что исторические аналогии с французской революцией ( крушение якобинцев) являлись тогда и продолжают являться теперь основным аргументом всех и всяких меньшевиков и сменовеховцев против сохранения диктатуры пролетариата и возможности строительства социализма в нашей стране.  [43]



Страницы:      1    2    3