Cтраница 2
Рыночным инструментом принятия решений должна стать однонаправленность действия критериев минимизации экологических издержек и максимизации конечного продукта за вычетом экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. [16]
Исследование рассматриваемой модели позволяет качественно описать взаимозависимость состояния окружающей среды и экологических издержек с учетом таких основных факторов, как объем техногенной нагрузки на природную среду, состояние окружающей среды и ее реакция на техногенные воздействия, при-родовосстановительные мероприятия и затраты на них, платежи за нарушения окружающей среды, влияние внешних факторов. [17]
Таким образом, стало возможным формализовать ( перевести в денежное выражение) экологические издержки, применяя при этом предельно согласованные нормы выбросов и сбросов, ставки платежей по ним. Проблема усугубляется экономическим спадом и высокой экологической напряженностью в ряде районов Республики Башкортостан. [18]
В то же время в модели такого рода часто вообще не включены экологические издержки и не рассматриваются экологические риски, способные стать ощутимыми в случае значительных экологических нарушений. Общеизвестно, что нефтедобыча является не только экологически опасной, но и аварийно опасной отраслью. С этой точки зрения необходимо самым тщательным образом рассматривать и учитывать все возможные экологически значимые издержки, а также давать оценку экологических рисков для нефтедобывающих производств. [19]
В качестве рыночного инструмента принятия решений должна выступать однонаправленность действия критериев минимизации экологических издержек и максимизации конечного продукта за вычетом экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. [20]
Необходимость комплексного подхода к проблемам экологического нормирования обусловливается также развитием малого предпринимательства, экологические издержки которого могут быть значительными. Крупные предприятия и компании - на виду, они расходуют на природоохранные мероприятия значительный объем средств. В то же время, мелкие предприятия или не могут себе этого позволить, или не хотят. При этом особую значимость приобретает роль региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды. [21]
Современные тенденции экологической экспертизы сводятся к следующему: рост стоимости проектов за счет экологических издержек; оценка и анализ существующих технологий; пассивная ( формальная) позиция проектировщиков при составлении экологических разделов проекта, системный подход при проведении экспертизы, два блока подсистемы; анализ изменений природных элементов; анализ социально-экономических интересов общества. [22]
Эволюция отношения государства и общества к окружающей природной среде видится в переходе от общих экологических издержек ( убытков) к микротоксичности и дозированным физическим полям ( воздействиям) на локальных участках территории, в обитаемых помещениях ( индивидуальным рискам); от улучшения состояния окружающей природной среды к ее устойчивости; от жесткого государственного регулирования нормативно-методической, природоохранной деятельности в дорожно-транспортной сфере к регулированию на уровне крупных корпоративных структур, ассоциаций и объединений ( добровольный экологический аудит и менеджмент, стандарты предприятий); от самостоятельной оценки экологических издержек в проектах транспортных сооружений, деятельности дорожно-эксплуатационных и подрядных строительных организаций к постепенному включению этих издержек в структуру общих затрат, по которым оценивают эффективность деятельности организаций. [23]
Она подразумевает, что фирмы должны включить в свои системы финансового учета свою долю соответствующих экологических издержек, в настоящий момент не включенных в цены. Количественное определение здесь сложно и спорно и вероятно, что сопротивление менеджеров фирмы будет высоким. В сущности зеленый расчет требует от менеджеров делать свою сегодняшнюю работу более рационально, в то время как социальное оценивание старается переопределить саму природу фирм. [24]
Зеленый учет) Неформальный термин, относящийся к системам управленческого учета, которые определенным образом выделяют экологические издержки бизнеса вместо того, чтобы включать эти издержки в счета накладных расходов. [25]
Как было отмечено выше, одна из первостепенных задач - совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использование, дальнейшую утилизацию, удаление отходов и рециркуляцию. [26]
При совершенствовании экономических показателей с учетом экологических требований важен анализ категорий экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, экологических издержек, а также важны исследования соотношений экономических и экологических издержек в производственной деятельности. [27]
Эти два аспекта ( оценка риска возникновения экстремальных ситуаций, разработка системы превентивных мер по их предотвращению и снижение экологических издержек), по существу, определяют концепцию экологической безопасности. Таким образом, необходимым условием реализации этой концепции является полное внедрение системы мониторинга - наблюдение, анализ, оценка и прогноз. [28]
Объекты и функции экологического аудита. [29] |
Экоаудит возник в США в середине 70 - х годов в связи с высокими показателями экологических аварий и катастроф, а также значительным увеличением экологических издержек на предприятиях химической промышленности. В 80 - е годы экоаудит вошел в практику Великобритании, Нидерландов, Швеции и других индустриальных стран Европы. Этот документ имеет силу закона для производственных предприятий, расположенных на территории государств Европейского союза. [30]