Cтраница 3
И, говоря о культуре, одинаково ошибочно как стирание национального в мировой культуре, так и замыкание ее в ограниченное пространство узконационального. Попытка свести все многообразие мировой культуры к культуре только своего народа, тенденция национально-культурного изоляционизма ведет к застою, отставанию от мирового культурного процесса и в итоге к частичной деградации. В то же время полный отказ от национально-культурных традиций открывает путь мнимому новаторству, ломающему все устои, а потому ведущему к той же деградации, хотя и иным путем. [31]
В отличие от XIX века, когда империализм нашел непосредственное территориальное выражение в форме колоний, сегодняшняя система мирового капитализма является почти полностью внетерриториальной, даже экстерриториальной по своей сути. Территориями управляют государства, и государства часто являются препятствиями на пути экспансии системы капитализма. Это верно даже в отношении США, которые в наибольшей мере являются капиталистическим государством, хотя изоляционизм и протекционизм составляют часто повторяющиеся темы в их политической жизни. [32]
Конечно, многое зависит от конкретной ситуации. Вариант, когда религиозность не станет таким фактором, возможен при условии, если отсутствует доминанта религиозно-фанатичного изоляционизма. [33]
В международном профсоюзном движении в настоящее время происходит резкая борьба двух направлений - прогрессивного и реформистского. Прогрессивные профцентры и профсоюзы активно поддерживают борьбу рабочего класса за социальное и экономическое освобождение, за демократические права и свободы. Они борются за возможно более широкое вовлечение трудящихся в профсоюзы, за единство профсоюзного движения, одновременно выступая против политики антикоммунистического изоляционизма, социального партнерства, аполитичности профсоюзов, проводимой правыми реформистскими лидерами. [34]
Сейчас крайне трудно оценивать уровень терпимости и готовности к мирному культурному существованию всего населения бывшего Советского Союза. Усиление национальной вражды, национальный изоляционизм, нетерпимость, сепаратизм, необычайно усилившиеся после распада СССР, свидетельствуют в пользу второго объяснения. Но все же остается надежда, что после периода наци-оналистической эйфории, вызванной становлением самостоятель-ных национальных государств, начнут восстанавливаться преж-ние культурные, хозяйственные и просто родственные связи, и многокультурное сожительство вновь станет нормой. Нынешние конфликты носят в основном политический характер и в принци-пе преодолимы. [35]
В науке считается общепризнанным разделение национализма на гражданский ( государственный) и этнический - этнонациона-лизм. Первый иногда называют территориальным и считают его основанным на свободном самоопределении личности и рациональным. Такой национализм, отождествляемый с патриотизмом, признается нормой человеческого общежития, поскольку направлен на консолидацию всего населения государства с помощью юридических институтов, общегражданских прав, культуры, идеологии. Но в крайних вариантах он нацелен на государственную экспансию либо на агрессивные формы шовинизма или изоляционизма. [36]
Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирования. Харизматический культ, как правило, малочислен, в нем в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм. [37]
В настоящее время идет активный процесс развития социологии как самостоятельной научной дисциплины. Публикуются различные курсы и программы, издан ряд учебников общей и теоретической социологии. При знакомстве со многими из них возникает ощущение теоретической свалки, напоминающей опыт небезызвестной науки - научного коммунизма. Происходит это потому, что мы все еще находимся во власти старых догм и представлений, трудно освобождаемся от традиций, наследия социокультурного изоляционизма и приобретаем новый научный и исследовательский опыт. [38]
Выговское общежитие, руководимое Андреем Денисовым, допускало широкие хозяйственные и политические контакты с окружающими никонианами и с государством. Результатом этого стал, с одной стороны, рост экономического влияния, богатение общежития, появление его представительств в Петербурге и Москве, а с другой - углубление разногласий внутри старообрядческого движения, поскольку другие авторитетные беспоповцы, в частности, сторонник сурового изоляционизма Феодосии, жестко осудили сношения с еретиками. Впоследствии поморское согласие отличалось большим либерализмом в отношении к государству, к институту брака, к сношениям с неверными и т.п., в то время как федосеевс-кое сохраняло строгость первоначального беспоповства. [39]
В какой мере это возможно. Преодолеть этот психологический изоляционизм служб и производств было крайне необходимо. Важно было понять, вокруг каких задач могут объединиться службы и производственники. [40]
США не должны допускать своего участия в конфликтах между европейскими странами. По окончании второй мировой войны те же наиболее реакционные элементы американской буржуазии, сбросив маску изоляционизма, стали глашатаями самой безудержной империалистической экспансии и претензий американского монополистического капитала на мировое господство. [41]
Концепция участия страны в международном разделении труда, разработанная без участия американцев, предполагала длительное сохранение Японией политики протекционизма, особенно в валютной сфере. В частности, интересы поддержания устойчивости денежной системы и платежного баланса требовали изоляции японской экономики от валютных рынков, на которых иена не могла в то время участвовать в качестве платежного средства. Этот потолок по крайней мере не должен был рушиться, а в перспективе его следовало поднять. Однако политика Японии вовсе не была политикой изоляционизма и автаркии: уже к началу 60 - х годов страна развернула сеть внешнеторговых связей в мировом масштабе. [42]